Против кого “контурим”?

Источник: газета "СОЗ"

Национальная карта в нечистой игре


Двадцать шестого сентября этого года в газете “Эпоха” была опубликована статья Азимбая Гали “Контуры национальной идеологии и политики”, в которой он призывал к переходу от этноцентризма к лингвоцентризму. То есть — к жесткой казахизации чиновничества и гражданского общества. По принципу: “не тот казах, кто казах по рождению, а тот, кто является носителем казахского языка”. Причем статья сия, несмотря на всю ее скандальность, была практически никем не замечена, и никаких откликов в других средствах массовой информации на нее не появилось.


Стратегической задачей “лингвоцентриста” Азимбая Гали является вытеснение русскоязычных казахстанцев из всех эшелонов власти. О чем ваш покорный слуга и сказал одной строкой в своей ответной статье “Главное — не КАК говорить, а ЧТО!”, опубликованной в интернет-газете “Навигатор” после тщетного ожидания других возражений против этого проекта.


Согласно известной поговорке “умному — достаточно”, я решил, что читатель сам дорисует картину, открывающуюся из этого посыла, и сам сделает надлежащие выводы.


Однако из дискуссии, развязавшейся после этого на страницах всей той же “Эпохи” и зациклившейся на мелочах, я понял, что ошибся.


А потому сии посильные размышления являются своеобразным постскриптумом к моему первому отклику на проект г-на Гали.


Что имеем — не храним, потерявши — плачем?


Не будем говорить о том, насколько миссия Азимбая Гали соответствует нормам прав человека и Конституции нашей страны. Согласимся на время с тем, что она необходима в целях укрепления статуса государственного языка.


Следует задуматься: кого именно предлагает г-н “лингвоцентрист” удалить из власти?


Не секрет, что русскоязычные казахстанцы (в том числе и так называемые “асфальтные казахи”) благодаря своему менталитету больше ориентированы на западные и российские идеологические ценности. То есть они являются большими сторонниками принципов истинной демократии и свободы мысли.


Далеко не случайно, что Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов, восставшие против автократического режима Нурсултана Назарбаева, получили высшее образование в Москве. Так же, как и лидеры партии “Ак жол” Ораз Жандосов и Алтынбек Сарсенбаев.


Несмотря на то, что в свое время Нурсултан Назарбаев рекрутировал во власть много продвинутой молодежи, в конце концов, в ней остались считанные единицы из былых “рекрутов”. Причина — все в том же свободомыслии так называемых “детей застоя”, чья студенческая молодость пришлась на горбачевскую перестройку.


Не случайно, что в декабре 86 года на площади всего Казахстана вышли представители нашего “не поротого” (по Пушкину) поколения.


Сейчас во власти или рядом с ней остались только те наши ровесники, которых полностью устраивает система складывающейся геронтократии, наподобие брежневской поры. Дарига Назарбаева, Рахат Алиев, другие молодые члены Семьи и VIPы по вполне понятным причинам отнюдь не горят желанием кардинально менять политическую ситуацию в стране.


Многие государственники скорбят о безвременной кончине Нагашбая Шайкенова и Марата Оспанова, сформировавшихся как личности в той же России. Они уверены, что демократизация Казахстана проводилась бы быстрее, если бы эти видные общественные и политические деятели были живы поныне.


Говорят, что незаменимых нет. Но горькая правда жизни заключается в том, что это абсолютно не так. Достаточно вспомнить бессменного члена почти всех правительств (с небольшим, правда, перерывом в “Казахмысе”), экономиста Александра Павлова. Беспрецедентный случай: в кабинете Тасмагамбетова он, вице-премьер, обладал правом подписи постановлений, касающихся экономики. Видимо, из-за определенной компетенции в этой сфере своего начальника, экс-функционера комсомола и историка по образованию.


Или возьмем главу Национального банка Григория Марченко, чей авторитет признан финансовой элитой всего мира.


Что же давайте в угоду г-ну Гали отправим в отставку этих славян-чиновников и русскоязычного главу Антимонопольного комитета Жандосова на том лишь основании, что они недостаточно владеют государственным языком? Или Виктора Храпунова, который, несмотря на все свои недостатки, сделал для блага Алматы больше, чем казахи Нуркадилов и Кулмаханов? Или Владимира Школьника?


Великий реформатор Руси Петр Первый смог вывести ее на достойное место мировой арены, опираясь, в первую очередь, на зарубежных иммигрантов и россиян, учившихся по воле самодержца на Западе.


Сталинский Советский Союз смог победить в ужасающей мировой войне в немалой степени из-за того, что ученые, признанные “врагами народа”, мотали сроки в так называемых “шарашках”, являющихся по сути своей теми же НИИ: “отец народов” был большим прагматиком. Тот же Королев, выведший Союз в космос, разрабатывал свои проекты за колючей проволокой.


Не секрет, что в первые годы суверенитета огромная масса неказахского населения нашей страны уехала в ближнее и дальнее зарубежье. В большинстве своем это были высококвалифицированные специалисты и рабочие, которые были небеспочвенно уверены в том, что не пропадут на чужбине или исторической родине.


Ладно, скрепя сердце, согласимся с тем, что это было необходимо для сохранения национальной идентичности казахов как государствообразующей нации.


Ныне министр труда г-жа Карагусова бьет во все колокола: как воздух нужны даже квалифицированные сантехники, не говоря уже о других специалистах! И предлагает создать курсы переквалификации для безработных. Вот уж воистину: сначала создаем трудности, потом героически их преодолеваем.


Сегодня сам Нурсултан Назарбаев говорит о том, что экономическая безопасность государства настоятельно требует того, чтобы население страны в кратчайший срок достигло цифры в 25 миллионов человек. А наши граждане, в том числе и казахи, продолжают уезжать в ту же Чехию, которая из-за старения своей нации тоже вынуждена приглашать иммигрантов.


Но даже при увеличении квот для оралманов проблему в короткий срок не решить. К тому же из Монголии или Китая в основном переселяются отнюдь не Левши и доки в технике. А в тех, кто уже переехал, наши чиновники своим бюрократизмом возрождают горячее желание вернуться на прежнее место жительства.


Помнится, как-то весной “парламентский ручей” Ерасыл Абылкасымов в своем депутатском обращении к Ирине Савостиной публично обозвал русскоязычное население Казахстана пятой колонной, а Россию — медведем, ностальгирующим по былому имперскому величию. Причем даже наши блюстители закона не попытались хотя бы обвинить его в разжигании межнациональной и межгосударственной розни (с учетом депутатской неприкосновенности сего господина, о его привлечении к уголовной ответственности говорить не приходится).


Учитывает ли сей “патриот” тот фактор, что Казахстан соседствует с перенаселенными государствами, которые смотрят на нашу страну с огромной территорией и малочисленным населением как кот на сметану? Не говоря уже о том, что в такой ситуации, когда каждый гражданин на вес золота, не стоит забывать, что в этом плане русскоязычное население является дополнительным гарантом нашей национальной и государственной безопасности, связанным пуповиной с могучей Россией.


Кроме того, нелишне вспомнить историю войны североамериканской колонии с британской метрополией: будущие граждане будущих США, пришельцы из самых разных стран Старого света (в том числе и англичане), в едином порыве объединились в борьбе за независимость своей новой родины. Несмотря на то, что говорили они тогда на разных языках и в жилах их текла отнюдь не одна кровь.


Политическая машина времени: назад, в прошлое?


Самое смешное заключается в том, что тот же г-н Гали в дискуссии с российским “евразийцем” Дугиным утверждает, что Казахстану надо вступать не в Единое Экономическое Пространство с Россией, Украиной и Белоруссией, а сразу в Европейский союз. Аргументирует он это тем, что Российская Федерация сегодня весьма далека от цивилизованных норм демократии и прав человека. А потому-де нам лучше сразу приобщиться к западной цивилизации…


А ведь его проект казахизации всего населения нашей страны играет на руку, в первую очередь, тем, кто мечтает о возвращении Казахстана в далекие времена ханов и султанов, из рода в род правивших бессловесной “черной костью”. О том, чтобы в нашей стране было как можно меньше истинно свободолюбивых людей, мешающих установлению стопроцентной диктатуры.


Ведь если проект г-на Гали будет быстро воплощен в жизнь, то не у государственных дел останутся не только те, кто ратует за демократизацию страны (Ораз Жандосов, Гани Касымов, Исахан Алимжанов и многие другие). Но и те, кто сейчас приносит много пользы Казахстану в качестве аполитичных специалистов. Такие, как Григорий Марченко, Александр Павлов, Касымжомарт Токаев, Виктор Храпунов. Очередная массовая эмиграция таких высококвалифицированных профессионалов вновь отбросит нашу страну на много лет назад.


Видимо, г-на Гали и его заказчиков свыше такая перспектива отнюдь не пугает. Может быть, потому, что именно она и является их конечной целью?


Причем, как обычно, сей проект будет действовать избирательно: он стопроцентно не коснется Дариги Назарбаевой, Рахата Алиева, Тимура Кулибаева и иже с ними.


Спору нет, казахский язык действительно находится под угрозой исчезновения. И, в первую очередь, ему грозит неминуемая глобализация. Для того, чтобы выжить в ее условиях, необходимо, чтобы наш язык был конкурентоспособен. Для этого наше государство, подобно Франции, должно вкладывать деньги в его развитие, в создание “казахскоязычных” высоких технологий, высококачественных учебных пособий, в национальный кинематограф и литературу, наконец. Только тогда носитель казахского языка будет уверен в своем завтрашнем дне.


Но нужны ли по-настоящему думающие люди нынешнему режиму — вот в чем главный вопрос.


Ответ на него мы видим в превращении национальной Академии наук в материально нищую общественную организацию и выпуске низкопробных учебников для казахскоязычных школьников и студентов.


А потому, несмотря на все усилия г-на Гали, до сих пор злободневными остаются слова одного маститого казахского деятеля, сказанные своему сыну. Их процитировал в статье “Существуют ли “компьютероголовые” казахи?”, опубликованной в газете “Жас Алаш”, академик Аскар Жумадильдаев: “Сынок, если хочешь стать большим человеком, учись на русском языке!”


Миссия г-на Гали, даже если она с успехом будет воплощена в жизнь, все равно окажется невыполнимой и обреченной на провал.


И не только потому, что после вытеснения из государственной и общественной деятельности русскоязычного населения, все равно останутся такие “стопроцентные” казахи, как Толен Тохтасынов, Балташ Турсумбаев, Амиржан Косанов, Ермурат Бапи и другие оппозиционеры, прекрасно владеющие казахским языком.


А потому, что ход истории необратим, и на планете Земля в третьем тысячелетии нет места таким пережиткам прошлого, как авторитарные и тоталитарные режимы. Часы госпожи Клио отстукивают их последние минуты…


«СОЗ», № 71(87) 19 ноября 2003 г.