AZATTYQ.ORG. Нуртай ЛАХАН в материале «Событиям в Шаныраке – пять лет. Большинство земельных участков легализовано» пишет: «14 июля исполняется пять лет событиям в поселке Шанырак, где в 2006 году произошли драматические столкновения его жителей и полиции. Погиб один полицейский. Спустя пять лет большинство земельных участков признано легальными, но проблемы самостроя и благоустройства еще остались«.
Макпал МУКАНКЫЗЫ в публикации «Шаныракское дело. Прошло пять лет» напоминает: «В июле 2006 года из-за событий в поселке Шанырак, пригороде Алматы, погиб сотрудник полиции, сгоревший в ходе столкновения местных жителей и полиции из-за земли. Он был захвачен в заложники местными жителями, привязан к столбу и облит бензином с угрозами, чтобы отряд полиции не смел разгонять оборону жителей мятежного поселка. Кто-то поднес спичку. Полицейский погиб.
По факту гибели офицера четверо граждан были осуждены на длительные сроки. Сейчас они сидят в тюрьмах, расположенных в разных регионах Казахстана. Это – Арон Атабек, Курмангазы Утегенов, Ерганат Тараншиев и Рустем Туяков. Все четверо не согласны с обвинением.
Родственники заключенных считают, что “они совершенно безвинные”, и огорчены тем, что их старания безуспешны: в течение пяти лет дело не было пересмотрено«.
Казис ТОГУЗБАЕВ в статье «Суд над лидерами суфиев в Алматы проходит закрыто» сообщает: «В Алматы судят девятерых членов общины казахских суфиев. Журналистов не пустили на суд, большинство участников процесса, в том числе адвокат лидера суфиев Исматуллы Абдигапара, не комментирует процесс.
13 июля в специализированном межрайонном суде Алматы по уголовным делам продолжился суд, на котором в качестве подсудимых проходят лидер суфийской общины Казахстана Исматулла Абдигапар, лидер суфийской общины Алматы Саят Ибраев и другие приверженцы суфизма. Всего на скамье подсудимых девять человек…«.
TIME.KZ. Айдос САРЫМ, политолог, вице-президент ОФ “Абай-информ”, в статье «Про симулякры» отмечает: «Я нисколько не сомневаюсь в том, что самой трагической партией в истории Казахстана новейшего времени станет “Ак жол”. Ни одна партия за последние 20 лет (за исключением, естественно, Компартии) так долго не балансировала на грани великого и смешного. Ее деятельность как нельзя лучше подтверждает правильность гегелевской максимы о том, что история начинается как трагедия, а заканчивается как фарс…
Самая большая ирония заключается в том, что во главе самой “трагической партии” страны встал не менее “трагический” персонаж, который как бы олицетворяет собой целую эпоху страха власти перед честными и свободными выборами. Проведи власть хоть одни демократические выборы за все эти годы, и глядишь — не нужно было бы создавать очередную квазиоппозиционную партию! И не нужно было бы кому-то быть как бы “металлургом”, как бы “сторонником президента”, как бы “предпринимателем”, как бы “политиком”. Симулякром, одним словом…«.
Геннадий БЕНДИЦКИЙ в материале «Голову в песок» пишет: «Итак, подведем итоги событий в Темирском районе Актюбинской области. Потери полиции — двое убитых, пятеро раненых. Группировка салафитов уничтожена: 10 убитых, четырех взяли живыми. В общем-то, преступники шли на верную смерть, поскольку использовали только охотничье оружие, а стволов у них было всего два или три. Но и тут власти предпочитают говорить не о религиозных фанатиках-экстремистах, а о преступной группе, которая занималась хищением нефти из нефтепровода, лишь прикрываясь религиозными взглядами.
…В Балхаше, как сейчас выясняется, вдохновителем побега стал осужденный за экстремизм мулла-салафит из Караганды, под идеологическое влияние которого попали даже матерые уголовники. Так же, как и в Актау, они обстреляли часового с вышки, потом вступили в бой с прибывшей на их усмирение опергруппой, вооруженной… резиновыми дубинками.
…Кстати, на волне этих двух кровавых заварух со стрельбой в разных регионах Казахстана всплыла тщательно скрываемая официальными властями информация о взрыве в Астане, случившемся в конце мая возле изолятора КНБ«.
Виктор ВЕРК в заметке «О Кувейте и кювете» замечает: «В Нацбанке держат курс тенге в узде, а жизнь почему-то дорожает. Нам говорят: доверьтесь Бороде — он финансист крутой, он дело знает. Вон чуть главою МВФ не стал, пообещав не приставать к служанкам! С ним этот фонд уж точно б процветал — да только взял самоотвод он. Жалко…
В финансах я, конечно же, профан-с, зато умею между строк читать я: что Марченко предрек на profinance — тому и быть, уж вы не сомневайтесь! В больнице стало дорого лежать, и в вузах дорожает обученье… Осталось уезжать иль вымирать — тогда и сократится населенье! Останутся счастливцы, что давно нефтепровода оседлали вентиль.
Цена вопроса, в общем-то, говно: мы в заднице, зато они — в Кувейте! Простой до гениальности концепт. Осталось только лишь одно для счастья: жить без народа научиться власти. Григорий, есть у вас такой рецепт?«.
TENGRINEWS.KZ. Александр КОЛПАКОВ в статье «Балхаш: неудавшийся побег или бунт?» отмечает: «Они не попытались вырваться за пределы колонии до подхода дополнительных сил полиции, а схоронились на ее территории. Это побег? Как-то не логично получается. А вот если предположить, что в Балхаше случился вооруженный бунт с целью, например, привлечь внимание к положению дел в колонии, то последующие события выглядят как-то более понятными.
Итак, вооруженные преступники перестреляли оперативную группу, охрану, но вместо того, чтобы бежать из колонии, затаились в одном из промышленных зданий. Зачем? Чего они ждут? Только штурма, а чего еще? Заложников у них нет, переговоры бессмысленны, тем более, на их совести убийство офицера. Сейчас подойдет спецназ и начнет стрелять. Отбиваться от вооруженного до зубов штурмового отряда им практически нечем. Но они и не сдаются…
Еще одна интересная деталь. Среди преступников, как выяснилось, был и человек, осужденный за религиозный экстремизм. Можем мы предположить, что именно он был организатором и руководителем акции? Одного человека достаточно, чтобы взорвать кислородный баллон без общего собрания, превратив «беглецов» в смертников? Мы ведь слышали, что такое «шахид»? Логично представить, что, по его задумке, под завалами должны были оказаться и бойцы спецназа?«.
LITER.KZ. Досым САТПАЕВ в комментарии «О нефтегазовой безопасности» пишет: «Правоохранительные структуры Актюбинской области озвучили официальную версию недавних событий в Темирском районе.
Как считают силовики, речь шла о деятельности организованной преступной группы, которая, прикрываясь религиозными идеями, занималась кражами нефти из трубопровода вблизи поселков Шубарши и Кенкияк…
Гораздо более настораживающим моментом является то, что сами силовики, признавая факт беспрепятственного доступа к нефтяной трубе со стороны криминальных или экстремистских элементов, по сути затронули одну из важных тем, связанных с ненадежной системой обеспечения безопасности нефтегазовой инфраструктуры страны. Кстати, по официальным данным, именно Актюбинская область являлась лидером в Казахстане по количеству незаконных врезок в нефтяные трубы. И если есть возможность для кражи нефти из трубы, что требует определенного опыта и специализации, то тогда существует вполне реальная угроза организации и проведения террористических актов на многочисленных нефте- и газопроводах».
NOVGAZ.COM. Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП “АЗАТ”, в статье «Бунтующие регионы» отмечает: «В этой связи не удивляет, а прямо-таки возмущает страусиная политика Акорды, которая не желает замечать обострения ситуации в обществе. Президент — в краткосрочном отпуске. Правительство занимается всем чем угодно, но только не решением проблем Жанаозена! А доблестные депутаты парламента как будто действительно устали от трудов праведных и как ни в чем не бывало спокойно ушли отдыхать. Кстати, как раз эта показная и циничная невозмутимость власти и вызывает недовольство тех же нефтяников!«.
DIAPAZON.KZ. Альмира АЛИШБАЕВА в материале «После боя» пишет: «Дом Нурлыбека Ургешбаева всего в нескольких шагах от сарая, где прятались 9 преступников. Здесь все как после бомбёжки. В соседних домах вылетели стёкла, на стенах – выбоины от пуль. Полностью сгорела техника местного ТОО. Убытки пока никто не возместил. Десятки людей во время обстрела оставались дома«.
EXPRESS-K.KZ. Карина МИКОЯН в заметке «Казахстан стареет» сообщает: «В Казахстане за последние десять лет возросло количество людей пожилого возраста от 65 лет и старше, и в то же время произошло снижение доли детей. Это верный признак того, что население республики начало стареть«.
KP.KZ. Джамиля КАРИМОВА в публикации «Цены в Казахстане вырастут до мирового уровня» пишет: «Когда несколько лет назад зашла речь о Таможенном союзе, да и после, в процессе его создания, главным плюсом этой организации для казахстанцев называлось снижение цен чуть ли не на все виды товаров. Когда ТС вступил в свои права и цены начали расти, казахстанцев с высоких трибун успокоили — явление временное, надо чуть-чуть подождать. А сколько, собственно, еще ждать? С этим вопросом мы обратились к экспертам, которые сели за круглый стол в Астане, чтобы обсудить тему — “Таможенный союз: практика, проблемы и пути их решения”…
Тимур Назаханов, вице-президент независимой ассоциации предпринимателей: — Мы видим, что повышение цен связано с рядом факторов, один из них — цены на мировом рынке. А второй — стоимость продуктов в России намного выше, чем у нас. Поэтому уже сегодня их молочные предприятия скупают на корню молоко в приграничных регионах, ведь здесь дешевле. Или, например, рыбопереработчики скупают у нас рыбу на сырье, потом перерабатывают и продают свою продукцию нам же.
И в будущем мы будем равняться на высокие цены. Вот по бензину уже поднимаем планку, и единый таможенный тариф тоже подняли до российского уровня. Хорошо хоть на некоторые товары мы договорились пока не повышать — это фармацевтика и оборудование, но только на 5 лет, потом они будут выровнены с российскими.
Еще хочу отметить, что продукты и товары мы везем в основном из Китая, а это не Таможенный союз. Значит, пошлины на них будут выше, и товары еще больше подорожают«.
GULJAN.ORG продолжает серию материалов о силовых структурах — «Публикация вторая: Непотопляемый Естаев может уйти на дно вместе с финполом«.
«Но вернемся к нашему сегодняшнему герою. Опять же, как сообщили осведомленные источники, близкие к прокуратуре, Амирхан Естаев сейчас находится в постоянном напряжении. Сообщается, что прокурор в экстренном порядке “обнулил” свои счета в банках, доведя до истерики менеджера счета. Еще говорят, что он уже подготовил к публикации ряд материалов, компрометирующих некоторые спецслужбы и отдельных их сотрудников (вплоть до высших должностей городского и республиканского масштаба). Именно компромат, как утверждают, может в настоящее время оставаться его главным козырем в игре по спасению собственной персоны.
Этому можно поверить, если учесть тот факт, что главный его дядя-протеже С.Калмурзаев сам сейчас находится в опале, потеряв не только многие рычаги влияния, но и большую часть своего имущества и бизнеса (говорят, что Назарбаев приказал описать все, что принадлежит Сарыбаю Султановичу после ссоры с ним)».
BETTER.KZ. Кайрат БОЛЕШ в статье «Какие негативные факторы влияют на деятельность РД КМГ?» пишет: «Еще в прошлом году, специалисты прогнозировали, что нефтегазовая отрасль страны будет иметь более высокие показатели, а нефтедобывающие компании продолжат расширять собственные активы. Но не все сложилось так, как планировали трейдеры…
Как результат одна из ведущих казахстанских компаний теряет свое лицо, что, безусловно, серьезно ударяет по имиджу республики. Уже сейчас зарубежные и отечественные издания, муссируя проблемы РД КМГ, отмечают негативное влияние, сказывающееся на акциях компании. Однако при этом, никто пока не задумывается о том, что и эти, мягко говоря, размышления в прессе, тоже играют свою роль и надо признать далеко не самую положительную. В высоких технологиях есть такое понятие как “негативный потенциал”, несущий отрицательный знак относительно условного нуля. Так вот если негативные факторы, влияющие на действие компании, не будут нивелированы, причем в самое ближайшее время, то, вполне вероятно, что “негативный потенциал” может укрепиться за имиджем Казахстана на международной арене«.
Джанибек БАЙТЫРОВ в материале «Политическое убежище? Предъявите доказательства!» замечает: «Все сообщения, как на английском, так и на русском языках, восходят к одному источнику. И этот источник вовсе не представитель UK Home Office, а представитель Мухтара Аблязова Локсли Райан. Во всех сообщениях указывается, что эти сведения они почерпнули или от него, или из заявления, выпущенного от имени банкира…
Что бы там не говорили адвокаты Аблязова, нужно подождать официального подтверждения этого факта. Подтвердить это может также Генеральная прокуратура Казахстана, которая должна получить уведомление о том, что запрос на экстрадицию Аблязова утратил силу в связи с предоставлением ему политического убежища«.
CONTUR.KZ. Макс ИВОЛГИН в публикации «Как разожгли забастовку?» пишет: «В пропагандистское обеспечение забастовки нефтяников в Мангыстау, проаблязовская пресса и группировки включились со всей силой. Не проходит и дня, чтобы лондонская подрывная газета «Республика» не напечатала одну-две статьи о забастовке. Надрываются и рассылки, в которых можно прочитать всякие ужастики типа: «Нападение СОБРа на бастующих рабочих “Озеньмунайгаза”!». Здесь имеется в виду попытка полиции предотвратить самосожжение группы голодающих забастовщиков, которые находятся на территории предприятия «Озеньмунайгаз», 8 июля. Но пропагандистское бюро «Социалистического движения Казахстана» Айнура Курманова, все поставило с ног на голову, утверждая, что полиция якобы напала на «мирно бастующих» нефтяников…
Так что вся эта история с забастовкой требует своего расследования, выявления этой группы организаторов, а также анализа тех условий, которые сделали эту забастовку возможной. Несколько наиболее важных условий лежат на поверхности. Во-первых, монопрофильность экономики города. Во-вторых, явный избыток населения, порождающий высокую безработицу. В-третьих, растущие противоречия между богатыми и бедными. Все это далеко не новые условия, порождающие волнения и столкновения, все они имели место и в советском Новом Узене, и в казахстанском Жанаозене. Название перевели с одного языка на другой, а проблемы остались. Без их решения нечего и надеяться на полное урегулирование ситуации в регионе. Нужно создать в Жанаозене новые отрасли промышленности, новые рабочие места, не связанные с нефтедобывающей промышленностью, а также нужно разгрузить город, изначально предполагавшийся как временный поселок, от явно избыточного населения.
На это потребуется время и, возможно, специальная программа».
INTERFAX.KZ сообщает — «Духовное управление мусульман Казахстана настаивает на запрете деятельности салафитов в стране«.
«Деятельность салафитов (исламского религиозного течения) в Казахстане, к которой, по некоторым данным, принадлежала преступная группа, уничтоженная в Актюбинской области, должна быть запрещена, полагают в Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК).
«Да, действительно, салафитское течение распространилось в Казахстане и стало одним из опасных религиозных течений», — сказал пресс-секретарь ДУМК Онгар кажы Омирбек в интервью агентству «Интерфакс-Казахстан».
«Это одно из течений, деятельность которого необходимо запретить», — считает он».
PROFIT.KZ. Александр ВАСИЛЬЕВ в статье «“Гражданская война” в Казнете» пишет: «Довольно острые дискуссии разгорелись вокруг метода “Трех щелчков”, — инициативы Интернет Ассоциации Казахстана (ИАК), призванной защищать авторские права в Казнете…
Вообще, ситуация очень напоминает лето 2009 года, когда такой же ажиотаж был поднят вокруг т.н. “закона об интернете”. Истерия, продолжающаяся полгода, быстро сошла на нет после подписания закона, и с тех пор о нем почти никто не вспоминал — никакого удушья Казнета не произошло. Так же и сейчас, вокруг авторских прав и борьбы с пиратским контентом очень много шума, красивых фраз о судьбе Казнета, но очень мало случаев желания вникнуть в ситуацию…
Так в чем же причина развернувшейся “гражданской войны”, когда казахстанское интернет-сообщество, у которого, казалось бы, одинаковые цели, начинает воевать само с собой? Хотя, справедливости ради, надо отметить, что воинственно настроена тут лишь одна из сторон — сайты, которые боятся потерять рекламные доходы вслед за потерей трафика. Однако учитывать то, что рано или поздно борьба с нелегальным контентом начнется, правильнее было бы изначально. И сейчас надо не просить моратория, а думать как сохранить привлекательность контента, урегулировав при этом взаимоотношения с правообладателями.
В текущей же ситуации истина видится где-то посередине. Каждая из сторон по-своему права. Представители сайтов Namba.kz, Nur.kz и Kiwi.kz отстаивают интересы своего бизнеса, правообладатели — своего. Но правильнее было бы не воевать, а начать конструктивный диалог, инициатором которого, по идее, должна была выступить Интернет Ассоциация Казахстана. А потому каждая из сторон оказалась одновременно и неправа, раз начали не с попытки обсудить, а пошли на обострение конфликта. Впрочем, острая стадия уже позади и хочется думать, что все сделали правильные выводы«.
***
© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена



