2 памятных знака открыты репрессированным на Спасском мемориале в Карагандинской области

Караганда. 31 мая. КазТАГ – 2 новых памятных знака открыты в день памяти жертв политических репрессий и голода на Спасском мемориале в Карагандинской области, сообщили в областном акимате.

“На Спасском мемориале состоялся митинг, посвященный памяти жертв политических репрессий и голода. Участие в нем приняли аким Карагандинской области Абельгази Кусаинов, представители посольств и дипломатических миссий разных государств. Поминальную службу совершили представители мусульманского, православного и католического духовенства. Кроме того, в этот исторический день на Спасском мемориале открыты 2 новых памятных знака – репрессированным гражданам Молдовы и Словакии”, — сказали в пресс-службе акима области в четверг.

Собравшиеся возложили цветы к памятным знакам и почтили минутой молчания память безвинных жертв. Как уточнили в пресс-службе акима области, на территории Спасского мемориала в настоящее время разными государствами, чьи сограждане пострадали от репрессий, установлено 22 памятных знака.

“После обретения бывшими советскими республиками независимости их народы стали изучать свое недавнее прошлое, анализировать последствия кровавого террора, чтобы извлечь уроки и оценить события с точки зрения современного демократического общества. Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве восстановил историческую справедливость в отношении людей, безвинно пострадавших в период репрессий”, — отметил А. Кусаинов на митинге.

По его мнению, этому способствовал указ президента “Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий — 31 мая”.

На митинге говорилось о страшном периоде голодомора, который нанес тяжелый демографический удар по казахской нации. По сведениям историков, свыше 1,5 млн погибших от голода приходится на Казахстан. 600 тыс. казахов были вынуждены покинуть родную страну, спасаясь от голода и болезней.

“О голоде говорят и в России, и в Украине. Но таких последствий, когда каждый второй представитель титульного коренного этноса умер от голода, не было ни в одной республике. Если сравнивать с периодом джунгарского нашествия, потери в мирное время от голода во время коллективизации были гораздо страшнее и более чем в 2,5 раза большими”, — утверждает доктор исторических наук, профессор КарГУ им. Е. Букетова, декан исторического факультета Зауреш Сактаганова.

По мнению ученого, достоверно пока не известно, сколько людей погибло в результате репрессий и голода. “Исследования ведутся до сих пор. Значительная часть материалов до сих пор остается закрытой в архивах силовых ведомств. Какая-то часть документальных материалов, по всей видимости, уничтожена еще тогда”, — отметила историк.

Напомним, в этом году исполняется 75 лет с начала политических репрессий и 80 лет – голодомора.