В двуязычной среде могут сосуществовать Алматы и Алма-Ата, считает поэт Сулейменов

Астана. 17 июля. КазТАГ – В двуязычной среде могут сосуществовать обе формы наименования города: Алматы и Алма-Ата, считает поэт, постоянный представитель Казахстана при ЮНЕСКО Олжас Сулейменов.

“В двуязычной среде надо применять обе формы имени. Примеров двуязычных названий городов в мире много. Да и у нас в республике такие примеры есть: Караганды – казахское название. А в русской среде “восстанавливается” именительный – Караганда. Точно так же могут сосуществовать Алматы и Алма-Ата”, — сказал он в интервью, опубликованном в газете “Экспресс К” во вторник.

Поэт отметил, что в казахских СМИ правильнее будет употреблять древнеказахское название — Алматы, по аналогии с общетюркской формой Алмалы. “То есть “место, богатое яблоками”, — пояснил он.

“Так называли поселение, рядом с которым возникло укрепление Верный. После революции возродили прежнее казахское название. Но в городе преобладало русскоязычное население, для которого Алматы звучит как в родительном падеже”. И говорящий невольно восстанавливал именительный – Алмата”, — напомнил поэт.

О. Сулейменов отметил, что руководивший Алматинской областью в 1920-х годах Ораз Джандосов нашел в обессмысленном имени интересное значение, для этого добавив звук: Алма-Ата. “Получилось сложное слово, которое перевели не очень корректно – “Отец яблок”. На самом деле следовало перевести “Яблоко — Отец”, даже “Яблоко — Дед”. Но к такому пониманию тогда еще не были готовы”, — пояснил он.

Поэт также напомнил, что с годами такая семантика обрела основательность. В 1930-е годы, отметил он, академик Вавилов предположил, что первые яблоки произошли именно в предгорьях возле Алматы и затем распространились по планете.

“Казахстанские биологи, а недавно и английские ученые доказали правильность гипотезы Вавилова. В прошлом году французы об этом сняли фильм и показали его в Париже, в главном зале ЮНЕСКО. Мы можем гордиться тем, что Алматы (Алма-Ата) – родина яблок. Изображение этого плода должно стать гербом города, который имеет на это больше прав, чем Нью-Йорк, называемый американцами Большим Яблоком”, — резюмировал О. Сулейменов.