Алматы. 10 января. КазТАГ – Парламентская форма правления не подойдет Казахстану, считает агентство стратегических исследований Stratfor.
“Один из них (сценариев перехода власти — КазТАГ) состоит в том, что Казахстан примет парламентскую форму правления, при которой часть полномочий президента перейдет к премьер-министру. Тем не менее, учитывая историю и географическое положение Казахстана, вряд ли такой переход пройдет гладко и будет успешным”, — говорится в статье “Казахстан: эволюция властной структуры”, опубликованной на сайте Stratfor.
При этом подчеркивается, что отсутствие сильного лидера может привести страну к хаосу.
“История Казахстана показала, что без сильного правителя, способного объединить страну политически, она развалилась бы на мелкие княжества, вызвав внутренний хаос и сделав страну уязвимой к внешним угрозам”, — поясняется в статье.
Кроме того, отмечается, что при смене власти может нарушиться равновесие сил в системе кланов.
“Установленный Назарбаевым баланс сил в клановой системе сделает переход власти проблематичным, также как и смена лидера может разрушить созданное Назарбаевым равновесие. За последние два года Казахстан пережил больше нестабильности и насилия, чем обычно, что, несомненно, в некоторой степени связано с борьбой за власть”, — говорится в статье.
Как пишет Stratfor, соседние страны также пытаются использовать существующую систему власти в своих интересах.
“Иностранные игроки, имеющие свои интересы в Казахстане – в частности, Россия и Китай – также пытаются маневрировать и манипулировать системой, исходя из своих стратегических интересов. Москва стремится к установлению своего экономического влияния в стране, в то время как Китай продолжает строить собственные энергетические и экономические связи с Казахстаном”, — отмечает агентство.
При этом Stratfor подчеркивает, что переход власти в Казахстане окажет влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику.
“Эта структура власти пройдет проверку, когда придет преемник и окажет влияние на внутреннюю ситуацию, региональные связи и внешнюю политику Казахстана”, — говорится в статье.