Мажилисмены выступают за постепенную отмену смертной казни в Казахстане

Астана. 19 февраля. КазТАГ – Бауыржан Муканов. Депутаты мажилиса парламента РК Каирбек Сулейменов и Рамазан Сарпеков выступают за постепенную отмену смертной казни в Казахстане, передает корреспондент агентства.

“Моя точка зрения такова: смертную казнь можно отменять, если мы расширим сферу применения пожизненного заключения в практике и четко сформулируем условия, когда можно будет избежать пожизненного заключения, находясь уже там. Народ боится, что будут создаваться какие-то исключения”, — сказал К. Сулейменов на круглом столе “Смертная казнь и пожизненное лишение свободы как виды наказания в новом Уголовном кодексе” во вторник.

“Ни один у нас человек, который заслуживал смертной казни и приговоренный к пожизненному заключению, не вышел на свободу, и практически не имеет никакой перспективы выйти. И это, действительно, реальная альтернатива смертной казни. И тогда народ поймет. Давайте отменим смертную казнь, потому что пожизненное заключение – это то же самое”, — добавил депутат.

По его словам, сейчас самое главное – проанализировать наличие правовых, экономических и социальных условий, достаточных для отмены смертной казни. Вместе с тем К. Сулейменов считает, что Казахстан пока не созрел для отмены смертной казни.

“Наш мировой оазис демократии – Соединенные Штаты Америки – не отменяет смертную казнь. И казахстанский народ думает: почему они не отменяют? Можно приводить массу примеров, можно аргументы приводить убойные… Так вот, федеральная конституция США предполагает возможность применения смертной казни не прямо, а по своему смыслу и содержанию. И поэтому до тех пор, пока такие государства, как США, окончательно не снимут эту проблему, в Казахстане общество никогда не будет воспринимать эту меру как объективную, будем говорить, созревшую”, — высказал он мнение.

По информации депутата, имеется тенденция сокращения сферы применения смертной казни.

“Если говорить о преступлениях, совершенных в военный период, я полагаю, что эта ситуация выглядит весьма виртуальной и может вообще не достойна того внимания, которое уделяет общественность этому аспекту. Дело в том, что в случае войны поменяется все. И судов может не быть вообще и никакого расследования, а, как говорят, расстрел на месте”, — продолжил он.

“Что касается терроризма, я абсолютно не верю в те сказки, которые опровергаются не только весьма авторитетными учеными современности, но и великими мыслителями древности о том, что якобы во время исполнения (приговора – КазТАГ) вешают кого-то или отрубают голову. В это время в толпе кто-то кому-то лезет в карман, а карманника вешают. Это Игорь Иванович Рогов (председатель конституционного совета РК – КазТАГ) любитель приводить такой пример. Я помню, он даже говорил об этом главе государства в моем присутствии. Я не верю также в сказки, что смертная казнь не является фактором, который воздействует с профилактической, предупредительной точки зрения. Здесь должна быть середина”, — заключил депутат.

Вместе с тем депутат мажилиса парламента РК Рамазан Сарпеков поддержал своего коллегу. Он сообщил, что также является сторонником того, чтобы в Уголовном кодексе содержалось меньше статей, предусматривающих смертную казнь.

“Сейчас в качестве аргумента приводили – 500 человек, приговоренных к высшей мере наказания. За 20 лет. Но давайте подумаем. Если каждый из них, минимум, убивал 2 человек, то за ними судьбы тысяч людей”, — обратил внимание Р. Сарпеков.

Депутат рассказал, что в его практике были дела, когда обвиняемым вменяли убийства 5 человек одновременно.

“Я один из тех, кто, будучи судьей областного суда и руководителем областного суда, четырежды приговаривал (виновных – КазТАГ) лиц к высшей мере наказания. Абсолютно не сожалею, и уверовал, что выносил справедливые приговоры. Это были годы 1996-99-й. Тогда смертная казнь предусматривалась за хищения в особо крупных размерах, изнасилование малолетних, убийство 2 и более лиц с особой жестокостью”, — вспомнил он.

Тем не менее, по словам Р. Сарпекова, правомерно то, что новый казахстанский проект Уголовного кодекса уже содержит меньше статей, предусматривающих смертную казнь.