Алматы. 28 февраля. КазТАГ – Асхат Ахметбеков. Реформа пенсионной системы Казахстана свелась к тому, чтобы как-то облагородить саму систему пенсионных фондов, тогда как проблема пенсионного обеспечения населения не решается, считает заместитель директора центра анализа общественных проблем Канат Берентаев.
“Вся эта реформа пенсионной системы свелась к тому, чтобы как-то облагородить саму систему пенсионных фондов, а не систему пенсионного обеспечения. Поэтому надо менять саму модель”, — заявил К. Берентаев в комментарии корреспонденту КазТАГ в четверг.
“Давайте мы с этого начнем: вообще эта реформа пенсионной системы зачем нужна? Как ее сформулируете, так и получается. Вот если поставить целью обеспечение достойной пенсии, ну, вообще говоря, уровня жизни состоявшихся пенсионеров или будущих пенсионеров, то это одна проблема. А если вопрос идет об улучшении работы той системы, которая у нас сложилась, это совершенно другое. И ясно, что во втором случае мы остаемся в рамках существующей системы и можем только какие-то моменты улучшать. Но кардинально проблема пенсионного обеспечения населения не решается. И если исходить из этих позиций, то наша накопительная пенсионная система несостоятельна в целом”, — пояснил свою позицию экономист.
По его мнению, “для того, чтобы обеспечить нормальное пенсионное обеспечение пожилых людей, необходимо пересмотреть саму систему и… вернуться к солидарной системе”.
“Но можно смешанный вариант – солидарно-накопительная система, которая, скорее всего, должна быть. То есть солидарная (часть — КазТАГ) — это гарантированная пенсия в размере с коэффициентом замещения где-то 60-70% и накопительная часть – добровольная”, — добавил К. Берентаев.
“То есть вот эта бодяга, которую сейчас сделали, на самом деле никак не связана с улучшением пенсионного обеспечения, а это связано с облегчением себе задачи управления пенсионными активами”, — подчеркнул он.
По словам экономиста, в Казахстане нужно было “создать единый пенсионный фонд”, но не на основе объединения всех частных фондов, а “создать пенсионный фонд солидарной системы”.
“То есть вот эти 10%, которые сейчас обязательно отчисляются, они должны поступать в этот новый фонд и из этого фонда выплачивается пенсия всем. Частные пенсионные фонды должны быть добровольными. То есть, если вы зарабатываете достаточно и после 10% у вас еще остаются деньги, вы можете их отдать либо в банк, либо частный фонд”, — уточнил он.
В том виде, в каком создается единый пенсионный фонд сейчас, это, опять же, “не решает проблемы, потому что надо менять саму систему пенсионного обеспечения – переходить к солидарной системе”, настаивает экономист.
Между тем К. Берентаев полагает, что “пенсионные деньги, как длинные деньги, могли бы спокойно в инфраструктурные проекты” инвестироваться, но ни в коем случае не выводиться за рубеж.
“Нет необходимости. Наоборот, у нас нехватка средств идет. Все говорят, что у нас не хватает инвестиций, не хватает ресурсов даже на текущее финансирование, и в этих условиях уводить деньги за рубеж и прятать там – это просто, знаете… Когда человек попал в плен монетарной модели, в данном случае он и берет из монетарной модели – это диверсифицировать вложения, это значит открыть экономику, это – туда залезть, сюда залезть. Это, скажем, выводы правильные, но они сделаны из той теории, которая неприменима к Казахстану”, — отметил экономист.
Кроме того, он обратил внимание, что большой объем активов компании не убережет ее от банкротства.
“От этого ни одна компания в мире не застрахована. Единый фонд может точно так же разориться, потому что один крупный американский фонд с активами намного больше, чем казахстанские, и он тоже грохнулся. То есть здесь величина роли не играет. А гарантию, которую они (государство — КазТАГ) обеспечат, они обеспечат за счет налогоплательщиков и тех, которые работают, то есть это часть солидарной системы”, — заключил К. Берентаев.