Три вида пробации планируется ввести в Казахстане

Астана. 28 марта. КазТАГ — Бауыржан Муканов. Приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную модели пробации планируется внедрить в Казахстане, сообщил заместитель генерального прокурора РК Жакип Асанов.

“На сегодня для нас приемлемы три вида пробации: приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная”, — сказал Ж. Асанов на первом форуме тюремной реформы “Вместо тюрем пробация и электронные браслеты” в четверг.

По его словам, приговорная модель предусматривает контроль над исполнением наказания, не связанного с лишением свободы. Для предотвращения асоциального поведения контролирующий офицер должен наделяться полномочиями трудоустройства, социальной помощи и контроля с помощью электронных браслетов.

“По нашему мнению, применение электронных браслетов в Казахстане возможно в отношении условно осужденных, осужденных к ограничению свободы, условно-досрочно освобожденных и лиц, в отношении которых установлен административный надзор”, — добавил он.

Ж. Асанов отметил, что пенитенциарная пробация существует в Казахстане номинально. В идеале каждый заключенный должен иметь план исправления, работать с психологом и готовиться к освобождению с первого дня заключения. Постпенитенциарная пробация должна охватить условно-досрочно освобожденных лиц и тех, за кем установлен административный надзор.

“В Северо-Казахстанской области осужденная женщина 3 года отбывала лишение свободы за кражу вещей соседа на 10 тыс. тенге. Ее содержание обошлось государству в 1,7 млн тенге”, — привел пример Ж. Асанов.

Он также напомнил, что более чем в 60 странах активно используются электронные браслеты как альтернативная мера наказания. К примеру, в США стали использовать электронные браслеты, начиная с 1990 года. Ежедневно мониторингу подвергаются около 100 тыс. американцев, которые совершили ненасильственные преступления, либо насилие было случайным. Во Франции число лиц, приговоренных к альтернативным видам наказания и в отношении которых применен электронный контроль, в 3 раза превышает число лиц, приговоренных к лишению свободы.

Кроме того, лица, осужденные за сексуальные преступления на 5 и более лет, после выхода на свободу обязаны носить электронные браслеты. В Великобритании электронное слежение в обязательном порядке применяется к преступникам-рецидивистам и педофилам, освобожденным из тюрем.

“Необходимо решить вопрос соотношения работы службы пробации и местных исполнительных органов”, — добавил замгенпрокурора.

Он пояснил, что в 2012 году среди 13 тыс. освобожденных из мест лишения свободы трудоустроено лишь 30%. В стране существует дефицит реабилитационных центров, функционируют всего 2 центра в Шымкенте и Павлодаре.

По данным генпрокуратуры, бюджет уголовно-исполнительной системы Казахстана в текущем году составит Т48 млрд, или $320 млн.