Вообще-то её звали Маргарета Гертруда Зеле. Это была рослая носатая голландская девушка, хорошо сложенная, но с маленькой грудью. Знаменитой и желанной для мужчин всей Европы она стала, исполняя на сцене “древние эротические танцы Востока”, которые по большей части сама и придумывала.
Биографию Маты Хари (в переводе с малайского этот творческий псевдоним значит “Глаз дня” или, в более поэтичном варианте, “Око утренней зари”) первое время пересказывали с её собственных слов.
“Она родилась на Яве и была замужем за английским офицером, — писала в 1906 году парижская газета. — Страстно любила танцы, изучала их с достойным восхищения терпением. Ей удалось получить доступ к тайным храмам Индии, где, вне досягаемости взглядов обычных смертных, баядерки, научи и вадаши танцуют перед алтарем Вишну… У неё было природное, врожденное чувство поз и движений, потому даже самые фанатичные жрецы, охранявшие золотой алтарь, смотрели на нее как на священную танцовщицу”.
Читатели среднего и старшего возраста сейчас обязательно вспомнят строки из “Золотого телёнка”: “приехал Жрец (Знаменитый бомбейский брамин-йог) сын Крепыша Любимец Рабиндраната Тагора Иоканаан Марусидзе”. Но великого комбинатора Остапа Бендера придумали два шутника-одессита, а “исполнительница священных танцев Вишну” придумала себя сама. И разводила не простодушных хохлов из николаевской и харьковской глубинки, а искушённую публику европейских столиц.
Ну, правда, вдобавок к нейтральным в гендерном отношении хитростям турецко-подданого она имела восхитительно длинные ноги и “врождённое чувство поз и движений”.
На самом деле будущая мега-звезда родилась не на Яве, а в провинциальном голландском городке. Восемнадцати лет вышла замуж за майора Рудольфа Маклеода (потом станет рассказывать, что за полковника), приехавшего в отпуск из дальних колоний. Рудольфу было под 40, и к тому времени он уже был практически лысым. Муж увёз Маргарету Гертруду к месту службы, в Индонезию, вскоре вышел в отставку и купил домик тут же неподалеку, в деревушке европейских колонистов.
Всё было именно так, как мечталось майору: скромная, но достаточная пенсия, молодая красивая жена, океан за окном и вечное лето. Однако Маргарета Гертруда быстро пришла к выводу, что это тоска смертная. Один за другим у неё пошли романы с молодыми военнослужащими, в семье начались ссоры, во время одной из которых лысый майор откусил супруге сосок. После чего Маргарета Гертруда оставила этого дикаря.
Маклеоды, уже в состоянии развода, вернулись с Явы в голландскую провинцию. А вскоре “свободная женщина Востока” отправилась на завоевание европейских столиц. В те времена покорительницам Парижа и Лондона ещё не требовался, в дополнение к совершенной форме ягодиц, диплом МВА. Но раскованных молодых красавиц там уже хватало и без мадам Маклеод. Однако никто из них не имел такого экзотического бэкграунда. Голландская провинциалка сумела очень талантливо вспушить свой недолгий и неглубокий опыт пребывания на Яве. Из нескольких посещений танцплощадки в индонезийской деревушке и купленной по случаю брошюры с описанием местных традиций она сложила развесистую красивую легенду.
Что до раскованности, наша голландка и тут далеко превосходила конкуренток. Непонятно, откуда что бралось. Нидерланды в то время оставались очень благовоспитанной страной. На амстердамском пляже Зандфоорт женщины купались в специальных кабинках на колесах. А Маргарета Гертруда тем временем исполняла в парижских салонах первый стриптиз.
“Она впечатляет не только игрой ног, рук, глаз, рта и ярко-алых ногтей, — писала еще одна парижская газета. — Не стеснённая одеждой, Мата Хари играет всем своим телом… Покрывала, символ женской чести, падают. Одно за другим жертвует она их богам. Но Шива требует большего. Девидаша приближается — еще одно покрывало, обнаженное ничто — и выпрямление гордой, победоносной наготы. Она посвящает богу всю пылающую в ней страсть”.
И далее:
“После этого Мата Хари в элегантном вечернем платье присоединяется к гостям. В руках у нее яванская кукла “ваджонг”, и она рассказывает нам историю античной драмы Аджурны”.
То есть стриптизёрша держала себя экспертом. Исполнив обжигающе откровенные “танцы Востока”, одевалась и отстранённо, светски так, давала пояснения. Конечно же, “античная драма Аджурны” была из чемоданчика О.Бендера, однако те десять представителей французской Академии Наук, которые могли раскрыть публике глаза, не посещали подобных представлений.
Девушке, сумевшей заслужить внимание света, пора было обзаводиться серьёзным бойфрендом. Не до старости же бёдрами крутить. В наше время везучие и цепкие покорительницы столиц находят себе чеченского бизнесмена с золотым пистолетом или наследника еврейской династии владельцев сети пятизвездочных отелей, или женатого принца из глубин Центральной Азии и открывают со временем свой небольшой мунайгазинжиниринг.
Однако восхитительная голландка оказалась по этой части нерасторопной. Или чересчур романтичной. Ей нравились русские аристократы. Мата Хари влюблялась в них без памяти и без надежды. Иногда ей отвечали взаимностью, но мимолётно, по касательной. Тем не менее, короткий роман Маты Хари с гвардейским офицером Вадимом Масловым станет сюжетом для нескольких книг и голливудского фильма, в котором, между прочим, романтическую авантюристку сыграет Грета Гарбо.
А тем временем бывший муж Маргареты Гертруды раздавал обидные интервью. На вопрос газетчиков, пойдёт ли он смотреть выступление экс-супруги, отставной майор ответил, что у неё врождённое плоскостопие и танцевать она никогда не умела. А если б и умела, то он видел её во всех позах и ему не интересно.
С началом первой мировой войны в биографии – нет, не в биографии, в судьбе – Маты Хари зазвучала нота высокой трагедии: девушке под сорок, у неё нет ни денег, ни устойчивого положения, а тут ещё мир раскачивается у всех под ногами. Кончилась “прекрасная эпоха”, богатые мужчины увлекаются не театром варьете, а театром военных действий. Переезд из страны в страну стал чрезвычайно затруднительным. Контакты нашей космополитки с немцами вызывали большие подозрения у французов (и ещё большие у англичан), контакты с французами – у немцев.
История Мары Хари как “супершпионки” — чрезвычайно мутная и в огромной степени мифологизированная. Наиболее глубокий, на мой взгляд, исследователь её биографии американец голландского происхождения Сэм Ваагенаар, изучая рассекреченные архивы французской и британской разведок и протоколы допросов своей землячки, пришёл к заключению, что никаких доказательств того, что она действительно передавала немцам секретные сведения, не существует. Мата Хари давала германским агентам какие-то обещания, но, скорее всего, она просто заигралась в двойного агента. Поскольку к тому времени давно уже была завербована французской разведкой.
Наверно, всё бы обошлось, но к лету 1917 года дела на фронте у французов пошли очень скверно. Дисциплина в войсках и в тылу была отвратительная. Верховное командование требовало найти крайних, показательно с ними расправиться — тут и попала под руку бедная танцовщица. Жесткий мир мужчин сломал этот хрупкий и грешный цветок.
Как хотите, Маргарета Гертруда Зеле напоминает мне Елену Соловей из михалковского фильма “Раба любви”. Она несётся куда-то в трамвае без вагоновожатого, повторяет “вы звери, господа!”, и в этом больше недоумения, чем испуга.
А взамен Мата Хари получила бессмертие. Знаменитых шпионок следующих поколений, этих гуттаперчевых монстров, способных убивать голыми руками и ногами пять спецназовцев, проплывать под водой на задержке дыхания полкилометра и взламывать вражеские серверы, сравнивают с несчастной женщиной из парижского кафешантана. В порядке похвалы: настоящая Мата Хари! А неудачливых шпионок вроде Анны Чапмен сравнивают с ней в порядке издёвки: тоже мне, Мата Хари!
Хотя как раз по части поз и движений, говорят, эта Чапмен не особенно ей уступает.
Но как сильно изменился мир за сто лет! Сегодня он уже не заточен под прихоти европейского мужчины традиционной ориентации. Девушка с Востока может добиться успеха в политике, бизнесе и вообще где угодно даже с несовершенной формой ягодиц.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.