Гонконгский эксперт затруднился сказать, сколько лет потребуется Казахстану на искоренение коррупции

Астана. 6 декабря. КазТАГ – Жанболат Мамышев. Заместитель председателя народной прокуратуры Гонконга Алайн Шам затруднился ответить на вопрос, сколько лет потребуется Казахстану на искоренение коррупции, передает корреспондент агентства.

“Это тот же вопрос, который задают мне в Китае. Площадь Гонконга 1 тыс. квадратных километров, население 7 млн человек, поэтому мы сталкиваемся с разными проблемами, и, наверно, их невозможно сравнивать, но наш опыт нам говорит: хорошая стратегия, сильная политическая воля, хорошие меры и законы и, самое важное, хорошие люди, общественная поддержка. Ситуация будет исправляться постепенно, и в долгосрочной перспективе, я уверен, эту проблему можно будет решать”, — сказал А. Шам журналистам в пятницу.

Вместе с тем он затруднился назвать сроки, когда Казахстан сможет искоренить преступность.

По его словам, в 1970-е годы, когда коррупция в Гонконге процветала, сотрудники подразделений по борьбе с коррупцией не хотели “обижать” чиновников, поэтому это привело к созданию структур, покрывающих друг друга.

В 1974 году в городе была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией.

“Корни коррупции лежат в обществе”, — сказал он, отметив, что невозможно решить проблему коррупции только мерами наказания. По его мнению, необходимо изменить отношение к коррупции.

В частности, подчеркнул А. Шам, нужна нулевая терпимость к коррупции и “драконовские” законы в отношении нее. Также желательно иметь независимый орган по борьбе с коррупцией, особые полномочия для специальных расследований, в частности, для запроса документов, удерживания документов подозреваемого лица, чтобы он не мог уехать из юрисдикции, а также для замораживания активов и счетов.

“Мы считаем, что такие полномочия очень важны. Но должна быть система сдержек”, — сказал он.

“В прошлом в Гонконге люди говорили, что коррупция – это плохо, но, тем не менее, когда они начинали что-то делать, то готовы были заплатить взятку. Тогда мы поняли, что надо что-то делать”, — добавил А. Шам.

По его словам, в ходе спецрасследований независимая комиссия по борьбе с коррупцией может прослушивать телефоны, а также внедрять своих агентов для получения соответствующих доказательств.

Основными видами коррупции в Гонконге были взяточничество и владение госслужащими имуществом, происхождение которого невозможно объяснить.

“Вы не можете видеть коррупционное правительство и чистое общество или чистое правительство и коррупционное общество. У нас ушло порядка 40 лет. В Гонконге еще есть коррупция, но она снижается, и возникает среда, которую мы можем понять”, — сказал А. Шам.

По его словам, в Гонконге за коррупционные преступления дают от 7 до 10 лет лишения свободы взяткодателю и лицу, взявшему взятку, с конфискацией имущества.

В первый год начала борьбы с коррупцией в Гонконге были осуждены более 200 чиновников, включая и главу полиции Гонконга, который после отбытия срока уехал жить в Великобританию.

А. Шам сообщил, что ежегодно в городе подается около 3 тыс. жалоб на коррупцию. При этом если в 1970-1980-е годы большая часть граждан жаловалась на госслужащих и особенно полицейских, то после 1987 года и до сих пор основные жалобы поступают на действия предпринимателей.