Синдром Зимбабве и Казахстан

Когда у поколения детей нет ощущения, что они живут лучше родителей – проблему нужно срочно решать. В противном случае деструктивные процессы принимают неуправляемый характер

Даже “подвисшая” купюра в 20000 тенге не может тягаться с банкнотой в сто триллионов долларов Зимбабве (на черном рынке этой страны ее охотно покупают туристы и коллекционеры). Но здесь важен тренд. Если дети живут лучше родителей и уверены в позитивных перспективах своих детей – это то, что принято называть нормальным течением жизни и развитием. А когда дети живут хуже своих родителей и все указывает на еще худшие перспективы их собственных детей, тогда наблюдается “синдром Зимбабве”.

синдром зимбабве,

Пока Казахстан некорректно сравнивать с Зимбабве. Здесь за годы независимости хоть и не построено ни одного нового НПЗ, а три старых работают с неполной загрузкой, но до Зимбабве в плане всеобщего упадка еще далеко. В 1980 году – на момент обретения независимости – эта страна относилась к наиболее развитым на африканском континенте, а сегодня в числе беднейших государств мира. Казахстан даже на фоне своих соседей смотрится вполне зажиточно.

Вот только с перспективами в Казахстане как-то не очень радужно. Те, кого принято именовать средний (полусредний) класс ничего хорошего на горизонте не наблюдают и не ожидают. Для них система среднего образования осталась в фрагментарном виде (в лице отдельных нормальных школ и учителей), а высшего образования внутри страны не стало совсем. Медицина все больше характеризуется табличкой “само лечение опасно для вашего здоровья”. Как работают полиция, суды и прокуратура – отдельная “песня” (разбойничья).

Экономика республики все еще работает, но повсеместно ощущается ее зыбкость. Когда глава Нацбанка говорит о стабильности курса национальной валюты, а через несколько дней происходит девальвация или министр нефти и газа заявляет, что в течение месяца повышения цен на ГСМ точно не будет, но вескости его слов хватает только на две недели – тогда в принципе возможно все. Уже вряд ли кто-то сильно удивится, если министр финансов на манер своего зимбабвийского коллеги в январе 2013-го года выйдет и скажет, что после выплаты зарплат бюджетникам в государственной казне осталось $217.

Вроде бы угроза войны над Казахстаном маячит отдаленно и голода в стране нет, люди обрастают новыми техническими гаджетами, но с психологической ситуацией 60-ых годов прошлого века нынешнее состояние не сравнить. Тогда тяжелейшая война была за спиной, население массово переезжало в благоустроенные квартиры, отечественные ракеты летели в космос и ощущение, будто все дороги перед тобой открыты, являлось повсеместным. Нынешние родители, встретившие “ревущие 90-ые” детьми, ясно осознали, что жизнь их отцов и матерей была поприличнее. После того, как короткий период экономического подъема 2000 – 2007-го гг. вместо процветания перешел в упадок, нового света в конце тоннеля так и не появилось.

Подспудно “синдром Зимбабве” не позволил национал-патриотам собрать критическую массу своих сторонников против создания Евразийского союза. Население чувствует, что при существующем формате ничего кардинально хорошего быть не может. А ЕАЭС как минимум дарит шанс. К тому же в свете прошлого опыта многие хотят видеть в Евразийском союзе приемлемую инкарнацию СССР, где социальная политика, государственная власть и политическая ответственность имели реальное содержание и наполнение. В общем, трудно выступать за незыблемость того, от чего ни тебе лично, ни тем более твоим потомкам ничего хорошего не светит.

Не исключен вариант, где ЕАЭС может предстать в качестве механизма разводки для националистических администраций этакого союза зимбабвийских государств. Это когда вопросы интеграции и взаимной выгоды отодвигаются на второй план, а впереди желание обмануть и “кинуть” на принципах “свои – чужие”.

Неоправдавшиеся надежды поколений запросто превращаются в разрушительный ресурс. В мире Интернета, электронных денег и автомобильных “пробок” деструктивные процессы принципиально ни чем не отличаются от тех, что наблюдались в 1789 году во Франции или в 1917-ом в России. Но “синдром Зимбабве” невозможно перебить в короткий срок и без серьезных усилий. Тем более в Казахстане, где словам давно и категорически не верят, а потому остро необходимы конкретные и правильные дела. Период, когда можно было задами греться возле догорающей и разрушающейся индустрии и инфраструктуры Советского Союза, уже закончился.

Зимбабве всевозможными полезными ископаемыми (золото, алмазы, никель, уголь, платина) Казахстана не беднее, земли там несопоставимо плодороднее и можно собирать по три урожая в год. Однако в Зимбабве все это не помешало ни безработице в 80% экономически активного населения, ни тотальному импорту продуктов питания. Богатые природные ресурсы отнюдь не гарантия успеха. Процветание – это когда дети живут лучше родителей и так из поколения в поколение.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.