Астана. 5 октября. КазТАГ – Большинство крупных казахстанских компаний – банкроты, живущие благодаря поддержке государства и коммерческих банков, сообщил источник КазТАГ в банковской сфере.
“На сегодняшний день большинство так называемых казахстанских олигархов – это смесь пиара богатого человека, одетого с иголочки с короной форбса, но у которого дела в бизнесе дышат на ладан. У меня есть конкретный список компаний у которых дела идут вразрез с их словами”, — сообщил источник агентству по телефону в понедельник.
“Например, известная компания, занимающаяся производством муки и мучных изделий, имеет задолженность перед государством по госпрограммам на сумму около 10 миллиардов тенге. Компания, производящая шифер, имеет долги на 1,2 миллиарда тенге. В данный момент все эти так называемые бизнесмены шантажируют государство и комбанки тем, что в любой момент могут остановить свои предприятия, рабочие потеряют работу и начнется социальный взрыв, а долги так и останутся не погашенными”, — подчеркнул собеседник.
По его словам, некоторым “псевдоудачливым бизнесменам” удается продать долю в своем бизнесе государству в лице институтов развития и потом государство должно отвечать за стратегические ошибки при планирования бизнеса, а иногда и даже воровстве их владельцев.
“Например, один крупный зерновой холдинг Казахстана взяв кредит в коммерческом банке на 300 миллионов долларов, не гасит его и даже имеет наглость требовать выкупить 50% доли за взятый же им кредит”, — рассказал собеседник.
“Почему так происходит? Изначально многие бизнесмены думают не о развитии бизнеса, а на выводе кредитных и государственных средств на собственные офшорные счета. Как это происходит? Человек получает госкредит или кредит в банке на производство или постройку завода. Все это происходит не просто так, а при помощи некоторых нечистоплотных работников банков и госструктур. Изначально, большая часть средств запланирована не на производство, а на вывод этих средств на собственные счета. Или на воровстве у себя же на стройке”, — отметил источник.
“Далее они по несколько раз могут перекредитоваться, используя вышеназванный шантаж, а потом отдают заложенные здания, заводы с долгами банкам или государству. Хотя понятно, что ни у государства, ни у комбанков нет желания заниматься этими залоговыми активами”, — заключил он.