Нацбанк не всегда дает тенге «свободно плавать», считает банкир

Алматы. 23 августа. КазТАГ — Ксения Бондал. Итоги первого года перехода к плавающему курсу тенге оценила председатель правления «Народного банка Казахстана» Умут Шаяхметова.

Видно, что Национальный банк РК не всегда дает тенге «свободно плавать», сказала она на пресс-конференции во вторник.

«Наверное, это издержки переходного периода, не создавать лишней паники и большей волатильности. Я ожидаю перехода к более свободно плавающему курсу тенге»,- добавила У.Шаяхметова.

При этом она отметила, что информации со стороны регулятора недостаточно.

«Есть информация по интервенциям Нацбанка. Но при этом он не говорит, насколько участвует ЕНПФ (Единый накопительный пенсионный фонд – КазТАГ). Какие объемы валюты через ЕНПФ они (Нацбанк — КазТАГ) скупают или продают, была бы полезной информация, потому что по факту это — один из инструментов Нацбанка, которым он может влиять на складывающийся курс», — считает У.Шаяхметова.

Она также рассказала о проблемах банковской системы при переходе на новую денежно-кредитную политику.

«К новой денежно-кредитной политике переходили очень болезненно. В III-IV кварталах 2015 года ставки овернайт доходили до 600%. В начале года ставки были до 80%, то есть трясло банковскую систему очень сильно», — напомнила У. Шаяхметова.

По ее словам, несмотря на то, что Нацбанк старается перейти к новой денежно-кредитной политике, были моменты, когда банки не понимали, почему «он не дает тенге в большем объеме».

«Потому что, если уж говорить о прямой привязке тенге к нефти и рублю, то в мае и апреле тенге должен был укрепиться, потому что мы видели, что Нацбанк скупил около $2-3 млрд. Соответственно, он не дал тенге укрепиться в большем объеме. Но при этом, когда в начале августа произошел резкий скачок в сторону ослабления тенге, этот скачок был не очень плавный. Но резкого падения цен при этом не произошло», — пояснила У. Шаяхметова.