Алматы. 19 октября. КазТАГ – Альтернативной доллару валюты в мире пока нет, считает председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Дмитрий Панкин.
«Сказать, что сейчас наступает такое кризисное состояние, что через два года доллар рухнет, нельзя. Все эти разговоры были 40 лет назад: мировая торговля зависит от экономики одной страны, доверие падает, долг в США зашкаливает, необходим альтернативный мировой финансовый порядок. Ничего за 40 лет не изменилось», — сказал Д.Панкин в интервью российской газете «Известия», опубликованном в среду.
Между тем, отвечая на вопрос о том, какая валюта является альтернативой доллару, глав ЕАБР назвал потенциальными евро и юань, подчеркнув при этом, что «речь не идет о ближайшей перспективе».
По словам Д.Панкина, несмотря на то, что Китай формально стал первой экономикой мира, китайские банки «работают с оглядкой на американские требования».
«Вариант «давайте забудем про американцев, у нас альтернатива – рынок азиатских стран» сегодня не работоспособен. Все взаимозависимо», — добавил он.
Кроме того, по его словам, «китайские банки работают с очень сильной оглядкой на санкции» в отношении России.
Также Д.Панкин, отвечая на вопрос, насколько реалистично появление в ЕАЭС единой валюты, отметил, что пока не стоит говорить об этом.
«Пока я бы вообще не говорил о единой валюте. Лучше сосредоточиться на создании общего финансового рынка, сопоставимых правилах регулирования на общем пространстве, где каждый финансовый институт сможет работать. Зарегистрированный в России банк – на территории Казахстана, зарегистрированный в Казахстане – в Белоруссии. Конечно, это очень сложно, но я считаю, что это реально достижимая цель», — сказал глава ЕАБР.
Кроме того, он считает, что необходимо сближать нормы регулирования, чтобы они не противоречили друг другу.
«Необходимо идти по пути сближения денежной политики. Наиболее яркий пример – политика валютного курса: когда в России плавающий курс, Казахстан не может держать фиксированный курс. Сразу получаются огромные теневые потоки, сильнейшее давление на валюту и резко отрицательный результат. Здесь должна быть скоординированная денежно-кредитная политика. Если Россия придерживается плавающего валютного курса, тогда и другие страны должны придерживаться плавающего валютного курса», — пояснил он.
Д.Панкин считает, что говорить о такой интеграции можно не ранее 2022 года.
«На мой взгляд, 2022 год – это вполне реалистичный срок, если регуляторы будут договариваться. Я считаю, что сейчас очень важно принятие единого Таможенного кодекса. Затем на повестке будет единый рынок фармацевтических товаров, потом – энергетический рынок. И так шаг за шагом», — сказал председатель правления ЕАБР.
При этом он отметил, что сложнее всего России интегрироваться с Кыргызстаном, так как там «система банковских институтов надзора и регулирования слабее», а проще всего – с Казахстаном.