Алматы. 16 февраля. КазТАГ – Владимир Радионов. Более 400 различных барьеров и препятствий существуют на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС), заявила эксперт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Ирина Князева.
«422 препятствия были обнаружены на рынке ЕАЭС, и именно они оказывают негативное влияние на объемы взаимной торговли», — сказала И. Князева в ходе евразийского антимонопольного форума в четверг.
По ее словам, барьеры и препятствия – классические, которые наблюдаются в мировой практике вообще и проявляются на рынке ЕАЭС.
«Первые из них – санитарные и фитосанитарные нормы. Также можно говорить о наличии ценового контроля и субсидий. К чести Казахстана, надо сказать, что здесь субсидии в большинстве отраслей вы сняли. Но именно эти факторы на 48% оказывают влияние на изменение объемов торговли», — подчеркнула И. Князева.
По ее мнению, принятие серьезных совместных решений, направленных на изменение ситуации с различными видами барьеров, является главной задачей, над которой надо работать странам-участницам ЕАЭС.
«При этом надо различать барьеры и препятствия. Препятствия – это нормативно-правовые акты, которые предусматривают защиту отечественного рынка, это существует в большинстве стран мира, это должно быть. А вот барьеры – это ситуация, когда национальные законы, разрабатываемые с благой целью (например, защита товаропроизводителей), приводят к сужению рынка. С одной стороны, они являются положительными для товаропроизводителя, но отрицательными — для потребителя, он лишается возможности выбора», — уточнила И. Князева.
При этом она считает, что антимонопольный орган — только один из госорганов, который рассматривает вопрос снятия барьеров.
«Здесь нужно рассматривать налоговое и таможенное законодательство стран-участниц, а также техническое регулирование. У каждой страны — свои технические стандарты, и, например, зверобой, произведенный в Алтайском крае, с большим трудом поступает в казахстанские аптеки в силу различия стандартов продукции», — подчеркнула И. Князева.
Если говорить о решении этого вопроса, то здесь эксперт предлагает рассмотреть опыт Евросоюза.
«В ЕС разработана совместная программа по защите национальных производителей, которые, например, являются социально значимыми. Также защищаются рынки, где сильна историческая и этническая составляющие. И тут важно соблюсти баланс между интересами потребителя (покупать продукцию более дешевую) и производителя (который является налогоплательщиком)… Процесс длительный, в ЕС работа велась более 20 лет», — резюмировала И. Князева.
По официальным статданным, озвученным И. Князевой, объемы взаимной торговли в рамках ЕАЭС имеют сейчас отрицательную тенденцию. Так, в 2010 году объем торговли трех стран (РФ, РБ и РК) составлял $47 млрд, в 2013 году он вырос более чем на 36% и составил $64,5 млрд, в 2016 году – снизился к уровню 2010 года на 13% и составил $40,8 млрд. Между тем в рамках экономического прогноза предполагался рост рынка ЕАЭС к 2020 году на 25-30%.
«Одна из причин этой негативной картины, как сегодня принято говорить в России, — экономическая непогода», – добавила И. Князева.