Сторонники «открытых границ» и консерваторы в руководстве национальных государств находятся в постоянном процессе перегруппировок сил, но война между ними ведется без передышек. Когда Белый дом возглавлял Барак Обама, США находились в авангарде глобалистов и продвигали идею обширных миграционных потоков. С приходом в Овальный кабинет Дональда Трампа Вашингтон переметнулся в противоположный лагерь. Зато проводники идеи «зеленого света» для мигрантов доминируют в ООН. Подтверждением этого стал Глобальный пакт о миграции, ратифицированный Генеральной ассамблеей ООН. 152 государства проголосовали «за» (в том числе Казахстан), 12 воздержались, 5 выступили против – США, Израиль, Венгрия, Польша и Чехия.
Фото Голос Америки
Уход США под контроль национально ориентированных консерваторов и протекционистов во главе с президентом Трампом лишил глобалистов козырного туза. Вашингтон традиционно избегает команд со стороны наднациональных и международных структур, а с нынешним хозяином Белого дома это приняло ярко выраженные формы. Дональд Трамп против юрисдикции Международного уголовного суда для граждан США, кардинально переформатировал НАФТА (Североамериканскую зону свободной торговли), регулярно отправляет в нокауты и нокдауны ВТО (Всемирная торговая организация), а теперь еще и вставляет палки в колеса ООН. Джон Болтон, старший советник по нацбезопасности, пытается всячески ограничить участие США в работе ООН, а такая политика не может вестись без ведома и одобрения президента.
Формально Глобальный пакт о миграции носит декларативный характер и не имеет преимущества над национальным законодательством конкретного государства. Документ призывает улучшать законодательство в сфере труда, чтобы обеспечить равные и гуманные условия для работы мигрантов. Заявлено о намерении создать отдельный нормативный акт, обобщающий все ключевые гражданские права мигранта, вроде права на частную собственность, образование и здравоохранение, честное правосудие, услуги адвоката и т.д.
Отдельным блоком стоит предложение к правительствам стран-членов ООН заняться обучением журналистов в духе политкорректности и терпимости к мигрантам. Прежде всего, работникам СМИ настоятельно рекомендуется отказаться от термина «нелегальный мигрант». «Нелегальный» подразумевает то, что человек находится в стране незаконно. Он же обладает очевидной негативной коннотацией, вызывающей плохие ассоциации. Гораздо лучше, по мнению авторов документа, использовать нейтральные выражения. Подобная игра в семантику уже давно ведется в США. Там последнее десятилетие продвигается формула «иммигрант без документов», вместо «нелегальный мигрант». Если мигрант «нелегальный», он нарушитель закона и решение проблемы состоит в том, чтобы отправить его в тюрьму или к себе на родину. А когда мигрант «без документов», то все гораздо проще: можно предоставить ему эти документы, и он сразу станет легальным.
В Пакте ООН предусматривается классификация на «регулярных» и «нерегулярных» мигрантов. Первые часто посещают страну или постоянно в ней проживают, а вторые лишь периодически в нее приезжают. Но все они являются легальными и поэтому, как считают составители Пакта, не должны подвергаться депортациям.
С одной стороны необязательный, а с другой «обволакивающий» характер Пакта уже вызвал серьезные политические разногласия внутри государств, прежде всего европейских. В Бельгии еще накануне голосования распалась правящая коалиция, из которой вышла партия Новый фламандский альянс, как несогласная с идеями документа ООН. При этом официальный Брюссель Глобальный пакт о миграции поддержал.
За Пакт голосовала и Германия, хотя для канцлера Ангелы Меркель миграционный кризис последних лет стал причиной заката политической карьеры (для ее партии тоже – число сторонников заметно сократилось).
Пакт в его итоговом виде фактически призывает увеличивать потоки мигрантов, что нравится далеко не всем правительствам. В случае с США приток мигрантов затрудняет задачу повышения доходов работающих американцев, поскольку иммигранты, особенно нелегальные, демпингуют на рынке труда. Особенно много проголосовавших против и воздержавшихся среди государств Восточной Европы. Помимо «за», «против» и «воздержались» есть еще 24 страны, которые вообще не приняли участия в голосовании (среди них Украина). А такое государство как Бразилия, подписавшее Глобальный пакт о миграции, устами избранного президента Жаира Болсонару обещало выйти из договора в 2019 году. Все указывает на то, что противостояние сторонников и противников «открытых границ» процесс отнюдь не статичный и все меняется очень быстро. Отельным блоком выступают государства вроде Туркменистана, которые подписывают фактически любые международные договоры и пакты, но их не выполняют, а в ситуации отсутствия международного права заставить их выполнять подписанные условия никто не может.
Фото NBC News
Пакт пытается учитывать интересы собственно мигрантов, страны их происхождения, транзитные государства и принимающие. Вместе с тем, общий баланс все-таки склоняется в пользу мигрантов. К примеру, принимающим странам рекомендуется учитывать традиции и обычаи приехавших людей, а не заставлять их следовать местным законам и правилам. В этой связи совершенно неудивительно, что среди «воздержавшихся» находится Австралия. Официальная позиция австралийского политического руководства последних лет заключается в том, что раз мигранты прибыли на континент, то должны вести себя так, как принято на принимающей территории.
В государствах Евросоюза миграционный вопрос остается одним из главных яблок раздора. Большинство восточноевропейских государств отказывается принимать на себя какие-либо обязательства по квотам на мигрантов. Условия их размещения и проживания – тем более болезненная тема. Ведь если мигрантам создать специальные условия для автономного проживания, то резко усложняется их адаптация и интеграция в общество принимающей стороны.
Считается, что большие миграционные потоки поддерживаются крупным капиталом, ориентированным на глобальный рынок. Ему нужны перетоки рабочей силы (а следовательно и потенциальные потребители) в интересные территории для приложения капитала. Барьером здесь выступают национальные государства, которые объективной логикой вынуждены заниматься проблемами жителей на конкретной территории, где мигранты часто приносят больше вреда, чем пользы. Принятый ГА ООН Глобальный пакт о миграции формально фиксирует победу сторонников «открытых границ» над своими противниками. Однако Пакт – это всего лишь документ, а как он будет претворяться в реальную жизнь – вопрос открытый.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.