Нур-Султан. 14 апреля. КазТАГ – Приватизация Усть-Каменогорской и Шульбинской гидроэлектростанций (ГЭС) в Восточно-Казахстанской области приведет к повышению тарифов и создаст угрозу безопасности, уверен депутат мажилиса Сергей Решетников.
«От работы гидроэлектростанций зависит как жизнеобеспечение городов, так и цена на электрическую энергию. По данным годового отчета за 2019 год обе станции реализовали 3,593 млрд кВт/ч при потреблении в ВКО в 8,4 млрд кВт/ч. Почти половину всей потребляемой электроэнергии региона. Утверждение предельных тарифов для электростанций остается за государством, это право не приватизируется. Но продажа частнику электростанции означает негласный переход к нему и права определения тарифа. Собственник двух ГЭС уже может диктовать свои условия», — сказал Решетников, озвучивая депутатский запрос на имя первого заместителя премьер-министра Алихана Смаилова в среду.
Он напомнил, что передача гидросооружений в частные руки привела к трагедии в селе Кызылагаш.
«Более того, нельзя забывать о необходимости поддержания полной безопасности плотин, оборудования и технических сооружений. Опыта управления такими крупными ГЭС в РК у частных собственников не имеется. Зато есть печальный опыт передачи в частную собственность почти всех гидросооружений на небольших водохранилищах в сельской местности. Это в марте 2010 году привело к трагедии в селе Кызылагаш. Прорыв плотины унес жизни 45 человек, из них 15 детей. После этого ЧП такие сооружения стали возвращать в собственность государства, создавать специальные госпредприятия для их обслуживания», — отметил он.
По словам Решетникова, при возникновении аварии на Уст-Каменогорской и Шульбинской ГЭС в зону затопления попадет значительная часть областного центра. На 2020 год численность населения составляла более 346 тыс. человек.
Кроме того, Решетников подчеркнул, что работа ГЭС не дает нагрузку на бюджет, но при этом она приносит прибыль.
«Хотелось бы сразу отметить, что нагрузку на бюджет работа этих гидроэлектростанций не дает. За 2019 год валовой доход Усть-Каменогорской ГЭС составил Т1,8 млрд. Прибыль Шульбинской ГЭС – Т1,2 млрд. Все капитальные затраты и текущие расходы осуществляются за счет собственных средств, государственные инвестиции не привлекались (…) Данные предприятия не просто рентабельные, но и прибыльные. Так зачем же продавать стратегическое государственное имущество, приносящее прибыль?» — сказал он.
В связи с этим Решетников потребовал исключить Усть-Каменогорскую и Шульбинскую ГЭС из перечня крупных организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке.
«Хочу заострить внимание на следующем, все стратегические объекты должны быть только в государственной собственности, это в первую очередь главный залог обеспечения должного уровня безопасности объектов уязвимых в террористическом отношении. В связи с изложенным фракция Народной партии Казахстана предлагает внести изменения в постановление правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года №908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы» в части исключения перечня крупных организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке ТОО «AЭС Усть-Каменогорская ГЭС» и «AЭС Шульбинская ГЭС», — сказал депутат.
Напомним, 12 февраля КазТАГ сообщал, что правительство постановило провести конкурс путем двухэтапных процедур по продаже 100% государственных долей участия в уставных капиталах ТОО «АЭС Усть Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» участнику, предложившему наивысшую цену. Известный политолог Петр Своик продажу двух ГЭС назвал национальным преступлением.