Алматы. 14 мая. КазТАГ – Валентина Владимирская. Даже денег из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) недостаточно на стимулирование рынка жилья, считает председатель Союза строителей Казахстана (ССК) Талгат Ергалиев.
«Решение направить деньги НПФ на строительство жилья я считаю правильным. Стимулирование рынка – это очень правильно, потому что 2,8 млн человек сегодня нуждаются в жилье. Количество желающих приобрести жилье из года в год не уменьшается, несмотря на большие объемы якобы строящегося – 15 млн кв.м. В любом случае, очереди в акиматах на бесплатное жилье из года в год растут, количество людей, нуждающихся в жилье, не уменьшается», — сказал Ергалиев корреспонденту КазТАГ.
В числе факторов он назвал переезд сельчан в городскую местность.
«Сельское население прибывает в города. Сегодня его доля составляет 41%, а в ближайшем будущем может сократиться до 25-20%. Количество людей в столице, в Алматы, в Шымкенте и больших городах будет увеличиваться. Людей, нуждающихся в жилье, станет еще больше. Поэтому задача состоит в том, чтобы стимулировать рынок, так как даже тех денег, которые сегодня идут из ЕНПФ, недостаточно. Мы должны строить ежегодно не 15 млн кв.м, а 25 млн кв.м, то есть, почти в два раза больше», — уверен спикер.
По его мнению, «вся страна должна превратиться в большую стройку».
«Мы 20 лет строим и в последующие десять лет до 2030 года, должны завершить строительство. Завершить эту программу, как все развивающиеся страны. Наверное, тогда мы будем лидерами на постсоветском пространстве, если выполним эту миссию и решим одну из больших проблем в Казахстане. Но для этого нужны, во-первых ограничения барьеров для строителей, совершенствование законов, которые недостаточно эффективно работают. Даже договор о долевом участии не позволяет всем добросовестным участникам рынка его использовать. Сегодня лишь 25% рынка работает по закону о долевом участии. Это говорит о том, что закон не работает, а оставшиеся 75% – предприниматели, которые работают не в рамках закона, но все равно продолжают строить и выполнять свои обязательства», — сказал эксперт.
Как отметил глава ССК, за последние пять лет «нет ни одного долгостроя, заброшенного проекта», «все заброшенные проекты образовались до 2015 года».
«Сегодня некоторые сторонники, непонимающие законов рынка, недальновидные, незрелые, хотят ужесточить закон. Ужесточая закон, мы ограничиваем количество работающих на рынке компаний, возводимого жилья и поднимем стоимость квадратного метра. Жилье станет еще дороже и еще недоступнее для наших людей. Строительная отрасль со смежными отраслями, объединяет около 500 тыс. человек. За каждым предприятием стоят семьи, люди, подрядчики. Каждое предприятие – от 200 до 500 человек, семья – четыре человека. Получается, что в отрасли около 2 млн человек. Если ужесточат закон, то эти 2 млн или половина из них останутся без работы, что повлияет на социальную атмосферу в стране, неблагоприятно скажется на дальнейшем ее развитии», — сказал глава отраслевого союза.
Он уточнил, что «есть компании, которые строили по 10 домов, но никак не могут попасть под закон о долевом участии», поэтому, по его мнению, «нужно закон улучшать, чтобы это было доступно для добросовестных строителей».
«Партнерские отношения между местными исполнительными органами и предпринимательством и стимулирование, наличие государственных программ: четыре момента стимулирования рынка, которые позволят строить 20-25 млн кв.м. И так завершить в течение 10 лет программу по обеспечению жильем нашего населения. Есть тенденция, что 2021 год будет лучше, чем 2020, поэтому, думаю, если так же активно будут местные исполнительные органы помогать бизнесу, мы из года в год будем увеличивать объем жилья», — заявил Ергалиев.
Напомним, ранее КазТАГ приводил мнение главы ССК о том, что одними из главных причин растущих цен на жилье в Казахстане являются девальвация тенге и пандемия. Также Ергалиев заявил, что компании, выигравшие в стране государственные конкурсы на строительство жилья, находятся в полубанкротном состоянии, а люди, заселяющиеся в госжилье, недовольны их качеством.