Нур-Султан. 14 мая. КазТАГ – Главного редактора Sportinfo.kz Гения Тулегенова пытаются засудить после критических статей о казахстанском футболе, сообщает Sportinfo.kz.
«Sportinfo.kz уже больше месяца информирует читателей о том, как в Алматинском суде по уголовным делам №2 города Нур-Султан идет процесс. По жалобе Ербола Каирова, меня, главного редактора Sportinfo.kz Гения Тулегенова, привлекают к уголовной ответственности по статье 131 УК РК за оскорбление. 11 мая на судебном заседании в онлайн-режиме были допрошены свидетели со стороны Каирова и подсудимый, то бишь автор этого материала», — говорится в сообщении в пятницу.
Как уточняется, первым свидетелем выступил болельщик «Кайрата».
«Потерпевший на этом заседании явно нервничал, вступал в перепалку с моим адвокатом, комментировал без разрешения выступления участников, за что неоднократно получал замечания от судьи. Первым свидетелем выступил болельщик «Кайрата» Азат Байгуттинов, который находится в приятельских отношениях с потерпевшим и должен был рассказать о том, какую бурю возмущения вызвала статья о «гнилом журналисте» среди фанатов «Кайрата». Выступить в качестве свидетеля он был явно не готов. По его ответам чувствовалось, что он просто не в теме, да и не читал внимательно материал. Свидетельством тому – путаница в показаниях и заявление, что Каирова в статье о гнилом журналисте называют «Крысой». Причем это обидное слово Байгуттинов произнес трижды.
Выход в эфир Измаила Бзарова откладывался и Каиров со своим защитником ждали его с нетерпением и большой надеждой. Бывший начальник департамента пресс-службы ФФК часто попадал под огонь критики Sportinfo.kz и у него, видимо по расчетам потерпевшего, появилась хорошая возможность поквитаться. Как-никак вместе работали в ФФК. В суд был даже отправлен скриншот под моим авторством с выделенным заголовком «О гнилых журналистах», — пишет редактор.
Далее приведен отрывок из статьи Гения Тулегенова «Кто и что убивает казахстанский футбол».
«Всегда уважал и уважаю, коллег, придерживающихся принципа Fair Play и в спорте, и в жизни. Горжусь тем, что многие мои бывшие студенты и коллеги, с кем трудился в спортивных СМИ, всегда в теме и пишут правду. А к тем, кто работает по заказу, у меня возникает чувство брезгливости, хотя к диалогу готов даже с ними. Как-то позвонил мне журналист из ФФК Ербол Каиров и попросил ответить на вопросы. Ответил. А интервью со мной так и не опубликовали, потому что я не посчитал деятельность ФФК передовой, как звучало в вопросе. Передовая деятельность – это что такое? Какое-то странное выражение. Передовая по сравнению с кем? К передовикам наших функционеров ФФК никак отнести нельзя. Кого мы опередили и где? В своей отборочной группе ЧМ-2014, в рейтинге ФИФА? В массовом футболе? В воспитании талантов? В создании инфраструктуры и строительстве футбольных школ и арен? Открытие футбольных центров радует, но об этом писали наши спортивные журналисты давно. Наличие таких групп подготовки – это нормальная и обязательная структура в любом клубе, где работают не временщики, а люди, которые любят свои страну, город, команду и заботятся о ее будущем, а не воруют. Вообще-то гнилые методы руководителя департамента пресс-службы ФФК Измаила Бзарова и его подчиненных меня возмущают и смешат. Еще недавно сам Каиров бичевал ФФК, за то, что они вешают лапшу на уши, а сейчас сам это делает и взахлеб хвалит эту организацию, при этом оскорбляя коллег. Его гнилой методой даже возмутился Саулюс Ширмялис на Кубке Содружества. Понимаю, что Каиров на хорошем окладе и постоянно в загранпоездках, но совесть-то терять не надо. Кто такой Бзаров все знают. Его матерят все герои сфабрикованных им публикаций. Он прикрывается чужими именами и в прессе публикует искаженные интервью. А еще и занимался приписками. Помните матч с австрийцами на «Астана Арене», где вместо присутствовавших 11 тыс. зрителей он для отчета удвоил их количество. Журналисты, искажающие реальное положение дел в нашем футболе, тоже поспособствовали его похоронам. Уже всем известно, что ФФК платит отдельным представителям СМИ деньги за то, чтобы они писали хвалебные статьи о казахстанском футболе и берет их в зарубежные поездки», — говорится в статье.
Затем авто описывает процесс дачи показаний второго свидетеля.
«Как выяснилось, Бзаров в свидетели подался по просьбе Каирова и материалы по суду получил именно от него незадолго до судебного заседания, чтобы быть к нему готовым. Показания Бзаров давал сидя у руля в машине, долго не мог настроить звук и, как и предыдущий приятель Каирова, запутался. Зато не забыл высказать свое мнение о том, что Каиров – один из лучших журналистов Казахстана!» — пишет редактор.
По его мнению, отчаянные попытки Каирова разговорить своего бывшего шефа по поводу оскорбительной критики со стороны Sportinfo.kz ни к чему не привели.
«Этот веб-портал критиковал и меня, и ФФК, но кто из журналистов не критикует. Это – нормально», — спокойно и откровенно отметил на судебном процессе бывший глава департамента ФФК по связям с общественностью и СМИ Измаил Бзаров.
После слово предоставили Тулегенову.
«Рассказав о себе, заявил, что обвиняемым и виновным в оскорблении себя не считаю и в моей публикации нет никакого умысла и я просто возмущен тем, что из меня хотят сделать уголовника. Ни один из свидетелей Каирова не отозвался плохо обо мне и моем творчестве. Напротив — отмечали лишь положительные моменты. «Гнилой» – это просто оценка и частное суждение», — пишет Тулегенов.
Он отметил, что определение «гнилые журналисты» появилось в казахстанской прессе с легкой руки именно Ербола Каирова.
«Этот журналист в свое время очень остро критиковал казахстанский футбол и его руководителей на сайте Chempionat.kz, в 2010-ом году предлагал мне, как редактору газеты PROСПОРТ свое сотрудничество с желанием помочь нашему многострадальному футболу, затем сотрудничал со Sportinfo.kz, но перейдя работать в федерацию весной 2013-го года, сразу, как говорится, перезагрузился. На пресс-конференции 25 января 2014 года с тренером молодежной сборной Казахстана Саулюсом Ширмялисом ему был задан вопрос через какого-то Гани Сулейменова, где нелестно говорилось о коллегах, которые не разделяли позицию Федерации футбола Казахстана в развитии футбола страны, где упор делался на иностранных тренеров и легионеров и на них тратились баснословные бюджетные деньги. Материал назывался «Импровизированная пресс-конференция Саулюса Ширмялиса».
Вопрос в материале Каирова звучал так: «В Казахстане есть гнилые журналисты, которые будут Вас критиковать. Их имена известны, и ничего хорошего их деятельность не несет. Как правило, они живут в Алмате, как и все оппозиционеры. А как вы относитесь к необоснованной критике?»
Этот материал вызвал бурю негодования у коллег, болельщиков, специалистов, ветеранов футбола, простых читателей. Даже если этот вопрос задал некто Сулейменов, ответственным за пресс-конференцию был Ербол Каиров. Подписан материал его фамилией, значит он несет ответственность. Подтвердить, что материал вызвал негодование среди коллег, могут свидетели: Ерзат Сергазин, Дженис Мухакмеджанов, Самат Нуржанов, Ержан Мукаш, Талгат Садыков, Бекзада Ишекенова, Талгат Исенов и многие другие. После этой пресс-конференции словосочетание стало употребляться и в моем творчестве. И оскорбительного в нем ничего нет. Сначала надо разобраться в семантике слов заголовка. Считаю, что оскорбления нет. Согласно Словарю современной лексики, жаргона и сленга слово «Гнилой» означает — плохой, подлый, завистливый человек, не заслуживающий уважения. Это какой-то гнилой тип… Молодежный сленг…» — говорит редактор.
По мнению автора материала, Каиров «сам себе приклеил такой ярлык и он прекрасно об этом знает».
«Если верить заявлению Каирова, то создается впечатление, что Тулегенов только и следил за Каировым, чтобы написать о его нехороших выходках. Такого не было. Мы с ним здоровались и общались при встречах, когда он работал пресс-офицером сборной Казахстана в 2017 году. Даже получал аккредитации на матчи сборной Казахстана из его рук. На пресс-конференциях он предоставлял мне возможность задавать вопросы. Был бы он обиженным и оскорбленным, вряд ли стал бы это делать. Под критику Каиров попадал всегда заслуженно и оскорблений в моих материалах не было. Каждая моя критическая публикация направлена не на очернительство и оскорбления, как пытается представить Каиров, а на то, чтобы казахстанский футбол начал подниматься с колен и народные бюджетные деньги не разбазаривались, а шли на развитие футбола. Каиров же находится в обслуживающей наш футбол системе, и он боится писать и говорить правду, может поэтому и приходится вести себя как нехорошему, беспринципному человеку. Нехороший и беспринципный — синонимы слову «гнилой».
Например, на должности пресс-секретаря ФФК и пресс-офицера сборной Казахстана при Александре Бородюке. Я сразу назвал приглашение Бородюка надругательством над отечественным футболом. А Каиров защищал бездарную работу российского специалиста. Но защищать надругательство над отечественным футболом — это же нехорошо, то есть плохо или по-гнилому. В тот год даже президент Республики Казахстан поинтересовался: «Почему в Казахстане футбол плохой?» и материал под заголовком «Нурсултан Назарбаев: «Почему в Казахстане футбол плохой?» был опубликован на нашем веб-портале Sportinfo.kz. И потом его и ряд других публикаций рассматривали и обсуждали в Администрации президента РК и Совете безопасности страны. Меня во все времена все руководители ФФК обвиняли в критиканстве и очернительстве, но я просто всегда говорил и писал правду о нашем футболе и в итоге оказывался прав. В конце концов произошли изменения и в руководстве ФФК, и в сборной. Бородюк покинул свой пост. Так кто в итоге оказался прав? Каиров или Тулегенов? И чья работа принесла пользу нашему футболу? В публикациях, предоставленных потерпевшим суду, не вижу ни одного оскорбления в адрес Каирова», — заявляет обвиняемый.
Следом главред подробнее остановился на , который и послужил основой для написания заявления.
«Владелец «Кайрата» хочет поменять руководство Казахстанской федерации футбола» — под таким заголовком в СМИ появились сенсационные материалы. На торжестве в честь 70-летия Сеильды Байшакова Кайрат Боранбаев якобы заявил, что он хочет добиться смены руководства в главном футбольном органе страны. Из журналистов присутствовал только я, но не по работе, а как ветеран ФК «Арлан». И Боранбаев связался со мной сразу после клеветнической публикации на сайте Meta-rating.kz под авторством некоего Ержана Ахметова. Я ответил, что не прикрываюсь чужими фамилиями и этого не писал. Тогда предположили во время общения, что это, скорее всего, гнилые методы гнилых журналистов, и провокация совершена специально накануне важного матча «Кайрат» — «Астана». Журналиста Ержана Ахметова никто не знает. Я опубликовал свое видение по поводу «утки»: «Провокация против Кайрата Боранбаева, ответный ход или хитрая задумка?»
Затем в соцсетях жестко и несправедливо унизили молодого игрока одной из команд КПЛ. Этот текст предположительно выдал Каиров. Это по подсказке источника послужило поводом для написания материала. Эту информацию, как и о кайратовской СБ я получил от своих источников и подана она неофициально. Обливал грязью в соцсетях и других людей Ербол Каиров, я скриншоты показывал в суде – в частности он оскорблял ветерана «Кайрата» Михаила Гурмана и болельщика «Кайрата» Анвара Магомедова. Разве это не гнилой метод? В конце публикации говорится «будем информировать о развитии…». Как только, стало известно, что «Кайрат» не стал проводить расследование по поводу лживой информации, в статью на Sportinfo.kz были внесены небольшие коррективы. Никто ее не удалял.
Также я отметил, что в процессе организованного давления на меня и наш веб-портал через заявление в суд Каирова может участвовать бывший менеджер футбольной федерации Аскар Уранхаев, который умеет налаживать на коммерческой основе тесные связи с журналистами, готовыми за деньги писать по заказам и приказам тех, кто им платит.
Суд внимательно выслушал меня, я ответил на все заданные мне вопросы. Следующее заседание назначено на 21 мая», — резюмируется в сообщении.