Астана. 12 октября. КазТАГ – Алена Субботина. Министерство энергетики не знает выгодополучателей майнинга в Казахстане, передает корреспондент агентства.
«Бенефициаров по компаниям министерство энергетики точно не знает, наш вопрос в этой компетенции был связан с тем, чтобы организовать допуск соответствующих органов, чтобы он мог зайти на объект, посмотреть, сколько он потребляет электроэнергии, сколько на счетчике потреблено. В рамках совместной рабочей группы мы всю эту информацию предоставляли», — заявил в кулуарах мажилиса в среду вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов.
По его словам, компании, которые осуществляют майнинговую деятельность, обязаны информировать министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
«Они предоставляют данные о своей компании, данные об учредителях, данные о своей производственной площадке, майнинговой ферме, где это работает, показывают оборудование, когда у них закуплено, привезено, оплачены ли пошлинные налоги при ввозе этого оборудования. То есть, полная информация предоставляется, и только так отныне майнинг будет работать. По последней информации, которой я лично владею, порядка 50 компаний, которые уведомили министерство цифрового развития о том, что они являются компаниями, осуществляющими майнинговую деятельность. В МЦРИАП есть полная информация о том, что за эти компании и сколько мощностей они планируют производить», — уточнили замглавы минэнерго.
Нурмаганбетов добавил, что из 150 компаний, которые осуществляли эту деятельность, треть, по информации миниэнерго, остановила деятельность.
«Простыми словами, майнинг ушел или уехал в другую страну и так далее. Порядка 50 – официально зарегистрированные майнинговые компании. И соответственно, остаются те, кто был идентифицирован как нелегальный майнинг. У них есть какие-то вопросы, связанные с завозом оборудования, как они потребляют, где работают», — заявил вице-министр.
Он добавил, что в законопроекте предусматривается, что майнинговая компания будет потреблять электроэнергию по квоте.
«А какая это будет квота, 300 или 400 мВ определит системный оператор. Майнинг как высокодоходная деятельность может платить более высокую цену за электроэнергию, эти 300 или 400 мВ выйдут на биржу и будут по аукциону платить более высокую цену», — сказал спикер.
При этом, он исключил риски наложения санкций в связи с сотрудничеством казахстанских майнеров с российской стороной.
«Майнинг как деятельность разрешен, закон о цифровых активах принимается. Если у нас есть квота 400 мВ – пусть потребляют. Если же им не хватило, они могут покупать электроэнергию из-за рубежа, у нас запретов нет. Если майнинговые компании хотят потреблять электроэнергию из России, это ее дело. Компания сама будет оценивать риски, это ее право. Рисков на государство нет», — заверил вице-министр.
Касательно вопроса дефицита спикер заявил, что он «решается не только ветряками и солнечными панелями».
«Для того, чтобы ликвидировать дефицит должна работать энергосистема. Разрабатывается энергобаланс, мы видим, что потребление в Казахстане растет, растет население, промышленность, и перед Казахстаном стоит задача по строительству мощностей. Это не быстрый вопрос, быстро ликвидировать дефицит не получится, на это уходит время», — пояснил замглавы ведомства.
При этом, за электроэнергию майнеры, по его словам, будут платить дороже.
«Т26 взята та оценка, по которой платят налоги, если электроэнергия майнеров будет потребляться в районе Т20, то Т6 налогов платят. Средняя цена, по которой она облагается, начинает свой отсчет отТ 26 при условии профицита, то есть мы говорим о том, чтобы майнинг платил дороже, чем население. Если же он будет импортировать, цена будет еще дороже», — заявил Нурмаганбетов.
Напомним, еще 1 июня известный казахстанский журналист Дмитрий Шишкин на своем Telegram-канале Shishkin_like сообщил, что бывший депутат сената Ерлан Нигматулин – брат-близнец экс-спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, является одним из главных «серых» криптовалютчиков Казахстана с нелегальным доходом в $40 млн в год.
За полгода до этого – 20 января другой известный казахстанский журналист – медиаменеджер и общественный деятель Арман Шураев сообщил, что проблема энергодефицита в Казахстане связана с уходящими кланами, в том числе – кланом занимавшего на тот момент пост спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Общественник сообщил, что «доблестному семейству» Нигматулина «принадлежит новенький ферросплавный якобы завод под Карагандой, который чудесным образом потребляет ровно в пять раз больше электроэнергии, чем ему надо». Как отметил тогда Шураев, ему «из надежных источников сообщили о том, что именно вот этот ферросплавный завод – это просто прикрытие для того, чтобы заниматься майнингом криптовалют».