Астана. 26 ноября. КазТАГ – Алена Субботина. Председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Канат Шарлапаев не исключает докапитализацию АО «Bereke Bank» (бывшая казахстанская дочерняя структура российского «Сбербанка») государством, передает корреспондент агентства.
«Есть капитализация двух вариантов. Если мы докопитализируем и спасаем – это одно, но если будет необходимо развивать этот банк для того, чтобы он продолжал обслуживать 1,5 млн казахстанцев, которые в нем обслуживаются, и 45 тыс. юридических лиц, которые являются клиентами этого банка, большая часть из которых – это малый и средний бизнес, для развития бизнеса мы возможно привлечем иностранного инвестора, и возможно банк докопитализируем на паритетных началах с иностранным инвестором», — сказал Шарлапаев в субботу в кулуарах Дворца Независимости, где проходила инаугурация Касым-Жомарта Токаева на семилетний президентский срок.
Вопросы касались информации о том, что чистый убыток Bereke Bank составил почти Т300 млрд.
«Мы ведем переговоры (с иностранным инвестором о продаже банка – КазТАГ). Государство не будет покрывать никаких убытков», — заверил глава нацхолдинга.
При этом, уверяет он, государство не принимает на себя указанную сумму убытков.
«Когда вы смотрите на банк, то, что убытки произошли до продажи, они не имеют отношения к нам – это убытки, которые принял на себя предыдущий акционер банка. То есть, все, что произошло до 1 сентября, не имеет отношения непосредственно к нам (холдингу «Байтерек» – КазТАГ). То есть те убытки, они как раз легли на предыдущего акционера, не на нас. Мы покупаем банк, и когда отчетность консолидируется, то что мы у себя, мы считаем, мы ведем отсчет с момента приобретения банка. С точки зрения бухгалтерского учета, новый акционер не несет ответственности за те действия, которые были произведены предыдущим акционером. Они (убытки в Т300 млрд – КазТАГ) не консолидируются у государства. Вы поймите, что банк в данном случае с точки зрения права собственности он перешел к нам только первого сентября. Конечно, там есть накопленная нереализованная позиция, которую мы будем закрывать, но это нереализованная – это не потери, которые финализированы», — сказал Шарлапаев.
Однако он отказался раскрыть сумму, за которую государство купило банк у российского «Сбера».
«Есть коммерческие взаимоотношения. В рамках коммерческих взаимоотношений по транзакциям, по слиянию и поглощению в любом мире обе стороны имеют право не разглашать. И вот продающая сторона в рамках тех соглашений, которые мы заключили, просто у нас есть соглашение о конфиденциальности. Мы должны уважать международное право, мы должны уважать международную практику. Эта сделка – не убыточная для Казахстана. Казахстан на убыточную сделку никогда бы не пошел», — уверяет руководитель НУХ «Байтерек».
Также ему был задан вопрос об исключении Bereke Bank из черного списка лиц, с которыми американцам и американским организациям запрещено заниматься бизнесом (Specially Designated Nationals List, SDN), куда финансовую организацию после вторжения России в Украину включило управления по контролю за иностранными активами США (Office of Foreign Assets Control, OFAC).
«Эту работу мы ведем, и мы стараемся этот вопрос разрешить до конца этого года. Есть, конечно, достаточно большое количество сложностей, потому что это не наш регулятор, это регулятор другой страны, и поэтому мы по тем срокам, которые предоставляет этот регулятор», — сказал председатель правления нацхолдинга.
По его словам, с точки зрения нового инвестора сложности у банков «возникают из двух вещей».
«Первое – это ликвидность, второе – это плохое качество активов. Как мы все уже убедились, качество активов в этом банке очень высокое. Несмотря на все санкции, несмотря на то, что работа банка была сильно ограничена последние девять месяцев, банк продолжает работу, продолжает обслуживать людей. NPL (просроченных кредитов – КазТАГ) по портфелю, например, физических лиц до сих пор не превышает 5%. В рамках живой текущей транзакции, когда мы должны работать и пытаться максимально обеспечить доступ клиентов, которые обслуживались в этом банке к полному спектру финансовых услуг, мы считаем, что это приоритет. И поэтому ведется самая большая работа по выводу банка из SDN, по нормализации работы всех филиалов, чтобы все могли нормально обслуживаться. И поэтому вы сейчас, когда мы говорим про то, что давайте раскроем все детали информации, и так далее – ну коммерчески это не всегда возможно, вы поймите, есть договоренности, есть продавец, есть покупатель», — заключил Шарлапаев.
Напомним, 21 ноября КазТАГ приводил данные из пояснительной записки аудиторов к финансовой отчетности «Береке Банка», где сказано, что чистый убыток казахстанского АО «Bereke Bank» за январь-сентябрь 2022 года, превысил Т287 млрд. Также редакция приводила и другие финансовые показатели учреждения.
Напомним, 100% акций АО «Bereke Bank» владеет АО «НУХ «Байтерек».