Алматы. 14 августа. КазТАГ – Известный казахстанский адвокат Айман Умарова не исключает, что в деле журналиста Сандугаш Дуйсеновой есть политическая составляющая и ее уголовное преследование может быть местью и саботажем сторонников режима экс-президента Нурсултана Назарбаева.
«Думаю, еще есть политическая составляющая. Интересное фото упавшей статуи Назарбаева было сделано ею, и, возможно, это тоже сыграло свою роль. «Падение назарбаевского режима» – популярное фото разнеслось по интернету, которое сделала она и возможно, что в КУИСе и руководстве МВД есть лица, которые поддерживали назарбаевский режим, и сейчас на сегодня вредят тому, что идут изменения в обществе, идет саботаж. Ей за фото присудили награду, оно разнеслось за пределы Казахстана. Здесь, возможно, мы имеем дело, что лица, которые поддерживали назарбаевский режим, дали указание ее задержать. Один из вариантов, что это месть за ее журналистскую деятельность», — сказала Умарова в понедельник редакции КазТАГ.
Она согласна с позицией Дуйсеновой, расценивающей действия полиции как давление.
«Она правильно говорит, это способ давления, я с ней согласна, потому что они, знаете как сделают, КУИС когда принимает, раздевает и осматривает их. Но здесь мало того, что на камеру снимали, так еще они объяснить должны, для чего вы снимаете и второе, в углу, говорят, еще какая-то камера была. Самый важный момент, как они это оформили, для чего это сделали, они должны были это оформить. В данный момент нахождение журналиста по такой статье, водворение в ИВС само по себе уже навевает на определенные мысли. Я считаю, это давление на нее, как на журналиста. Она будет кого-то критиковать, а они могут это видео доставать и шантажировать ее. Поэтому это очень плохой индикатор, показатель свободы слова, прежде всего. Даже если она что-то серьезное сделала бы, необязательно было ее закрывать так, она ведь не совершила насилие в отношении малолетних, она не особо опасный преступник, не рецидивист, не в розыске. Это было демонстративно, сломать ее, теперь если она что-то будет делать по своей работе, в любое время они могут выложить это видео. А кому охота, чтобы на него голого смотрели?» — сказала адвокат.
По ее мнению, генеральная прокуратура должна привлечь к ответственности виновных из числа полицейских.
«Они должны привлечь к ответственности лиц, которые этим занимались. Привлечь к уголовной ответственности, в зависимости от того, что они совершали. Я же деталей не знаю, превысили ли они полномочия, если они это совершили, за это есть уголовная ответственность. Кто там был, здесь очень важно отметить детали. Поэтому ответ на этот вопрос простой, мы, как лица, которые должны быть проинформированы по ситуации, всю эту информацию доносят нам журналисты, должна быть свобода слова, в конце концов – журналисты должны заниматься совей деятельностью свободно, не оглядываясь, не переживая, что кто-то нападет или убьет. В данном случае может получиться так, что этот журналист может попасть в такую ситуацию, что она будет честно освещать какое-то событие, но они могут использовать это видео, мы не можем сказать, кто смотрел это видео, определенный, неопределенный круг лиц. В любом случае здесь надо исходить из того, кто там был. Были ли мужчины, были ли те женщины, один смотрел, дугой снимал, осматривал, еще что-то делал, для чего и при каких обстоятельствах это происходило», — сказала собеседник агентства.
Он уверена, что генпрокуратура должна истребовать все материалы по этому факту и завести уголовное дело, если имеются все признаки.
«А я думаю, признаки уже есть: превышение полномочий со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы – непосредственно ИВС. Относительно ИВС я могу сказать, что во всех учреждениях КУИС имеют место пытки, ситуация ужасающая. Есть такое понятие, как карантин, когда человек поступает первый раз, его снимают, смотрят, что-то делают, пытают, кого-то насилуют, кого-то заставляют выполнять какие-то неправомерные действия. Я не говорю обо всех учреждениях КУИС, но в большинстве учреждений КУИС карантин существует для пыток. В данном конкретном случае я думаю, что это было сделано для того, чтобы на эту женщину, Сандугаш Дуйсенову, оказать давление. И это видео впоследствии использовать как шантаж в будущем», — сказала Умарова, добавив, что ведет дело, где отец насиловал двух 10-летних дочек, и это дело освещала Дуйсенова, и предположила, что заинтересованные по данному делу тоже могли «заказать» журналиста.
Напомним, Дуйсенова была помещена в ИВС поздно вечером 11 августа. Как выяснил КазТАГ, речь идет о статье 147 (нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите) УК РК. Утром 12 августа КазТАГ сообщил, что Дуйсенову отпустили под подписку о невыезде, а позже ДП Жетысу официально подтвердил уголовное преследование журналиста.
КазТАГ ознакомившись с официальным пресс-релизом департамента полиции (ДП) области Жетысу пришел к выводу, что полиция нарушает тайну следствия по делу Дуйсеновой через разглашение деталей расследования.
13 августа стало известно, что полиция Казахстана снимала Дуйсенову на видео в обнаженном виде, позднее и сама журналист подтвердила обнаженную видеосъемку полицией в ИВС. В самой полиции заявили, что на то у нее была санкция суда. Однако директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис считает, что Казахстан в результате действий полиции, которая снимала на видео Дуйсенову в обнаженном виде, нарушил Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Адвокат журналиста Ильмира Назырова считает задержание Дуйсеновой незаконным. Она отметила, что готовятся жалобы в прокуратуру. 14 августа жители села Кызылагаш Аксуского района области Жетысу, один из бывших жителей которого написал заявление, которое легло в основу досудебного расследования в отношении Дуйсеновой, выразили возмущение ее уголовным преследованием и обратили внимание на некоторые нестыковки. Также в этот день за помощью к прокурору области Жетысу обратилась и сама журналист.
Дуйсенова широко известна в Жетысу и Алматинской области как журналист, поднимающая в своих материала остросоциальные проблемы. Кроме того, она известна как автор облетевшего весь мир фото «Конец эпохи», где запечатлен лежащий на площади памятник экс-президенту Нурсултану Назарбаеву, который снесли в Талдыкоргане в ходе январских событий 2022 года. За это фото Дуйсенова выиграла международный конкурс MediaCAMP Award 2022.