Астана. 21 марта. КазТАГ – Айнаш Сейтмуратова. Племяннику экс-президента Нурсултана Назарбаева – бывшему первому заместителю председателя комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Самату Абишу назначили восемь лет условного наказания по делу о январских событиях, а бывшему начальнику ДКНБ Алматы Нурлану Мажилову по той же статье дали шесть лет тюрьмы.
«Я считаю, что данное уголовное дело должно быть образцовым для всех чиновников. Получается, что простые люди отбывают максимальное наказание и подвергаются давлению не только со стороны суда, но и на досудебной стадии со стороны правоохранительных органов. Суд над Абишем должен был быть открытым, чтобы все видели, что у нас правовое государство и независимые суды. А вот этот приговор – напротив ставит все под сомнение», – считает адвокат Ерлан Макенов.
Самат Абиш виновен по статье 362 часть 4 за превышение власти или должностных полномочий во время январских событий 2022 года. Примечательно, что статья 362 относится к главе о коррупционных правонарушениях Уголовного кодекса. Однако генеральная прокуратура не считает Самата Абиша коррупционером.
«Совершенное Абишем преступление не является коррупционным, так как он не преследовал корыстную цель и извлечение выгоды, то есть не было признаков коррупции. Таким образом, законодательных ограничений для применения статьи 63 УК по данному уголовному делу не имелось», – говорится в пресс-релизе генпрокуратуры, который в среду вечером получила редакция КазТАГ.
Ранее КазТАГ сообщал, что статья 63 УК РК запрещает применение условного наказания в отношении коррупционеров.
Сама часть 4 статьи 362 (превышение власти или должностных полномочий) УК РК, по которой был осужден Абиш, гласит:
«4. Деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные:
1) с применением насилия или угрозы его применения;
2) с применением оружия или специальных средств;
3) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям;
4) при выполнении служебных обязанностей, которые установлены законодательным актом Республики Казахстан об амнистии в связи с легализацией имущества, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, а в случаях, предусмотренных пунктом 3), с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
Вышеперечисленные пункты называются квалифицирующими признаками. Обратите внимание, что в самой части 4 присутствует разделительный союз «либо». Адвокат Мурат Адам объяснил, что законодатель таким образом дает альтернативу правоохранительному органу или суду применять квалифицирующие признали или нет. Так вот, Абиша осудили просто по части 4 без указания какого-либо пункта.
По пункту 3 части 4 статьи 362 УК РК так же осуждены бывший глава КНБ Карим Масимов и его заместители. Только экс-начальник ДКНБ Алматы Нурлан Мажилов и Самат Абиш были осуждены по части 4, без указания на квалифицирующий признак, то есть без указания пункта.
«Допустим, квалифицирующих признаков нет. Если бы Абишу и Мажилову также как и Масимову и Садыкулову был применен подпункт 3, то здесь однозначно, условное наказание бы не допускалось, так как это коррупционное правонарушение. Здесь игра слов, если есть подпункт 3, то коррупционное правонарушение, если нет подпункта 3, то не коррупционное, вне зависимости от того, что сама статья 362 лежит в главе о коррупционных правонарушениях. В отличие от Самата Абиша заместитель Мажилов, у которого такая же квалификация без подпункта, наказан на шесть лет реального срока, а Абиш – к условному. Чем же он отличился?» – заключает Мурат Адам, оставляя вопрос открытым.