Астана. 6 сентября. КазТАГ – Журналистке Жание Уранкаевой, известной тем, что регулярно задает неудобные вопросы казахстанским чиновникам по наиболее острым темам, в итоге ограничили доступ в здание правительства Казахстана, передает корреспондент агентства.
«На основании того, что здание правительства является особо важным государственным объектом, действуют утвержденные правила о пропускном и внутриобъектовом режиме для сотрудников и посетителей. В связи с нарушениями данных правил и игнорированием неоднократных предупреждений и замечаний, данному журналисту ограничивается доступ в здание правительства с 5 сентября 2024 года по 31 декабря 2024 года», — написал в чате журналистов в пятницу руководитель пресс-службы правительства Максат Тулегенов.
Журналисты, в том числе редакция КазТАГ пока безуспешно пытаются выяснить, что именно это за правила, которые якобы нарушила Уранкаева.
«Сегодня утром пришло письмо от руководителя пресс-службы правительства Максата Тулегенова, что меня лишают доступа в здание правительства до конца декабря этого года. Якобы я нарушила правила внутри режимного объекта. Теперь по порядку. 27 августа мы приходим на заседание правительства и узнаем, что пресс-центре перенесли с третьего на второй этаж. И мы не имеем права подниматься на третий этаж, где проходит заседание правительства и где физически находятся спикеры. Якобы теперь зона работы СМИ только пресс-центр правительства и нигде больше. Я попросила Тулегенова показать эти правила, где указано, что зона для СМИ сугубо пресс-центр. Этого он не сделал, заявив, что правила эти для служебного пользования и в открытом доступе нет. То есть мы должны были подчиниться правилам, которые не видели в глаза», — написала сама журналист на своей странице в социальной сети.
Она сообщила, что 6 сентября Тулегенов пригласил в правительство руководителя Press.kz и вручил письмо, в котором написано, что в отношении нее действует ограничение в здание правительства.
«Никаких письменных предупреждений о нарушении правил не было. Были устные разговоры, что вам нельзя на третий этаж, это есть в наших ДСП-ных правилах. Ссылок на конкретные пункты также не было. Ничем иным, как цензурой и запретом на профессию подобное я назвать не могу. Аида Балаева (министр культуры и информации – КазТАГ), как понимать подобные запреты? Мы ведь и боялись, что сейчас новые правила развяжут руки госорганам и начнется охота на ведьм», — написала Уранкаева.
Отметим, что это второй менее чем за неделю случай, когда действия правительства можно расценить как прямую цензуру и ущемление свободы слова в Казахстане. Так, 2 сентября КазТАГ сообщал, что журналистам не позволят записать членов правительства по итогам их заседания по посланию президента Касым-Жомарта Токаева.
Напомним, ранее в Казахстане приняли правила аккредитации СМИ вопреки возмущению журналистов.
Журналист Тамара Вааль заявила о том, что проект приказа «Об утверждении типовых правил аккредитации журналистов (представителей средств массовой информации)», разработанный министерством культуры и информации под руководством Аиды Балаевой, нарушает Конституцию, является прямой цензурой и устанавливает запрет на профессию. 19 июля министр культуры и информации Аида Балаева попыталась объяснить планы принятия приказа «Об утверждении типовых правил аккредитации журналистов (представителей средств массовой информации)», однако ее пост в итоге был раскритикован журналистами, которые в числе прочего заявили о том, что «такого даже при Назарбаеве не было».
Примечательно, что в пояснительной записке к скандальным нормам от мининформа указано, что они предложены с целью реализации подписанного 19 июня президентом Касым-Жомартом Токаевым закона «О масс-медиа».
Вместе с тем, международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» выступил с заявлением, что предложенный министерством информации Казахстана проект приказа противозаконен.
Возмущение среди журналистов продолжало расти – свои комментарии они оставляли под постом Аиды Балаевой.
2 сентября Балаева ушла от ответа на вопрос журналистов о новых правилах аккредитации.