По поводу интервью Б.Абдыгалиева газете \»Начнем с понедельника\»
Я давно знаю Берика Абдыгалиева, как серьезного политолога, социолога. С тех пор еще, когда он был помощником у У.Касенова, первого директора КИСИ. Меня всегда приятно удивляла оригинальность его мыслей, неординарность подходов к проблеме. С удовольствием читаю его интервью или отклики на злобу дня. Однако его высказывания о казахах, казахском языке и казахскости, в последнем интервью газете \»Начнем с понедельника\» меня сильно задели и я решил возразить. Потому что такая позиция на эти вопросы не только у Берика, она сейчас стала очень популярной у некоторой части казахскоязычной интеллигенции, открыто провозглашающей себя националистами. И это очень опасная позиция, ведущая к расколу нации, к межказахской конфронтации.
Ты разделяешь казахов на истинных казахов и неказахов только по одному признаку, который сам придумал – \»воспитанности на казахском языке\». Чтобы быть казахом, по-твоему, даже мало знать язык, надо \»быть воспитанным на нем\». /Б.А.:\»Но, оказалось, казахи, воспитанные без казахского языка, – неказахи. Они могут болеть за казахов, но они ими не станут.\»/. И сколько у нас таких \»настоящих\» казахов? Допустим, что половина, а может и того меньше. А остальные, по-твоему, — не казахи, они не умеют по-казахски поступать (?), думать по-казахски (?), они казахский юмор не понимают… Оказывается у казахов даже поступки другие, чем у других и мыслят они иначе, чем представители других национальностей и юмор особый. Но это только те казахи обладают такими способностями, по Берику, которые \»воспитаны на казахском языке\».
Еще одно открытие в области этнопсихологии: евреи, немцы, не зная своего языка остаются евреями и немцами, даже проживая в эмиграции, а нам казахам на своей родине этого не дано. А все дело в том, что у евреев и немцев, по Абдыгалиеву, есть национальный стержень, а у казахов его нет, ну не дал нам Бог его. Берик это точно знает. Наша казахскость особая, в особых условиях она только формируется, а если их нет, то извините Вы уже не казах, а маргинал какой-то.
Другое ошеломляющее твое утверждение – оказывается, только у казахского языка есть функция социализации личности. Другие языки почему-то эту функцию уже не имеют. (Б.А.: \»Казахский язык социализирует человека, включает его в социум\»). Так можно договорится до того, что человеком ты можешь быть только если знаешь казахский язык или, точнее, \»воспитан по-казахски\». Вообще все это напоминает обыкновенный национализм, когда все наше – особое.
Я не против казахского языка. Проблемы казахского языка я поднимал еще в 1985 году, будучи слушателем Высшей партийной школы, когда написал статью в \»Казах адебиети\», которую так и не опубликовали. Я за казахский язык, но я и за единство казахов. Не надо укорять тех, кто не знает или слабо знает казахский язык, а таких не менее четырех миллионов. Это тоже казахи, и не меньше патриоты, чем те, кто получил образование на казахском языке. Надо создавать условия для того, чтобы казахский язык стал престижным, чтобы на нем была любая литература и информация во всех сферах жизнедеятельности общества, в т.ч. в разных отраслях строительства, промышленности, науки, экономики, финансов, информационных технологий, космонавтике и т.д. Я не знаю казаха, который бы не хотел знать свой язык, свою историю, культуру, традиции. Но ему сейчас выгоднее знать английский язык или русский, чтобы заработать на жизнь. Надо поднимать в целом казахскую культуру, язык, чтобы они были конкурентоспособными с другими культурами и языками, а не делить казахов по языковому принципу. Мы казахи, как ты правильно отмечаешь, еще и не сформировались как нация, у нас громадные различия по регионам, между городом и селом, социальная дифференциация и т.д. Не говоря о том, что в Казахстане 40 процентов населения – не казахи. Не надо добавлять проблем там, где их и так хватает. И не надо торопиться решать быстро проблемы, которые скоро не решаются.