Главный редактор газеты “Жас Алаш” Нурторе Жусип получил премию фестиваля-конкурса “Алтын Адам” “Человек года” – “Выбор года”. Об этом сообщил в своем поздравлении еженедельник “Туркiстан” (01.12.2000). Зато всю прошлую неделю в киосках не было самого “Жас Алаша”. Данная высокая и обещающая быть престижной награда вручена Н.Жусипу за развитие казахского языка и традиций. Учитывая некоторые нюансы, наверное, эту награду следует считать бо-ольшим авансом
“Туркiстан” – это газета, которая много и серьезно пишет об исламе. Автор газеты Е.Ибраимулы в своей зарисовке поведал читателям о том, как в Усть-Каменогорске реклама водочной фирмы “Адиль” заполонила собой все. Рекламные билборды и прочие рекламные тексты с восхвалением качеств алкоголя встречаются даже около городской мечети, и, мало того, такая реклама размещена едва ли не выше минарета. В этом г-н Ибраимулы видит вопиющий факт оскорбления чувств верующих… Другой проблемный материал газеты посвящен языку обучения в высших учебных заведениях. Речь идет о бывшем КазПИ, а ныне Алматинском госуниверситете им. Абая. Тансулу Алдабергенкызы один из своих вопросов проректору Али Ажимулы Абишеву задает следующим образом: “На русских отделениях до 80% студентов составляют казахи. В таком случае для какого государства мы в итоге готовим специалистов – для Казахстана или России?
”.О состоянии дел в Агентстве по миграции и демографии РК в сфере переселения этнических казахов на родину предков рассказал журналисту “Туркiстана” заведующий отделом агентства Еркин Жиенбаев. Чиновник легко оперирует цифрами, но одно так и осталось непонятным: почему все-таки так остро стоит вопрос с принятием гражданства РК для оралманов (возвращенцы. — Прим.) и почему многие оралманы из Монголии возвращаются обратно на свою “малую родину”? Г-н Жиенбаев заявляет, что многие монгольские казахи-оралманы имеют проблему с выходом из монгольского гражданства. Однако журналист Аскар Искаков выяснил, что это не совсем так, скорее наоборот. Сейчас, допустим, вместо 16 документов, необходимых для выезда на историческую родину казахам из Монголии, надо собрать всего 3.
Проблемы государственного языка – это конек газеты “Ана тiлi” (30.11.2000). Куаныш Жиенбаев уже в названии своей первополосной статьи заостряет тему: “Если они не хотят давать передачи на казахском языке, зачем нужны все эти независимые телеканалы?”. По мнению автора статьи, телевидение с утра до вечера вещает на русском языке. Самое печальное состоит в том, что независимые каналы нашли себе “дойную корову” в виде российской телепродукции: “Поверни падающую с неба воду в свой огород и спи потихоньку себе в теньке. Заработок и так идет”. Под заработком имеется в виду реклама: “Рекламируют буквально все. В дни священного мусульманского поста Рамадан рекламируют вещи, необходимые женщинам
… Вот где прибыль! Каждая минута — столько-то долларов. Причем товары, как правило, российские… Телевидение — мощный орган пропаганды и воспитания масс, но независимые телеканалы не назовешь позитивными в этом плане, они будто “мстят” казахскости… И потом, журфак готовит казахскоязычных журналистов, но их не берут на работу владельцы независимых телеканалов. Потому что на казахскую часть телепередач дается всего 10 минут”.Совершенно ясно, что данная статья сверстана под те поправки к Закону о СМИ, которые сегодня власть собирается “продавить” в парламенте. Безусловно, резоны, высказанные в статье, вроде как имеют под собой определенную почву. Но как быть с тем, что за 10 лет суверенитета в Казахстане не было прецедента создания независимого телеканала на казахском языке, причем чисто казахского телеканала без “русских” соседей?! Где общество “Казак тiлi”, где якобы квалифицированные журналистские кадры, где, наконец, концепция казахского частного ТВ? А ведь есть и были люди, пусть их считанные единицы, которые подготовили такую блестящую концепцию, они же готовы были совершить прорыв. Но поскольку эти люди находятся вне казахских же кланов, никогда не склоняли голову перед аксакалами от номенклатурного казахскоязычия, их попытки кого-то заинтересовать из идеологических тузов ничем не окончились. А теперь охотников-энтузиастов, готовых биться за такую идею, ни власть, ни какой-нибудь “новый казах”, вдруг ставший патриотом или прижатый требованиями выполнять нормы Закона о языках, уже не найдет. Дураков нет. А из-под палки уже никого не получится заставить – демократия, однако… Учитывая то обстоятельство, что в казахской журналистике слишком огромное влияние имеют факторы, далекие от требований, предъявляемых к
современной журналистике, процветают те же самые непотизм и прочие антипрогрессивные моменты, молодежь никак не может встать на крыло, находится под тотальным контролем агашек и аксакалов. Поэтому-то мы как не видели, так и не видим каких-нибудь прорывных, оригинальных передач. В этом смысле на казахскоязычном ТВ больше прыти показывают люди, никогда не переступавшие порог казахского факультета журналистики, — например, артисты из программы “Жетпiс жетi кун” (“Хабар”). А на казахском журфаке КазГУ от веку учились люди, видевшие себя поэтами и прозаиками, но не невзоровыми или, на худой конец, сенкевичами. А казахская пресса зациклилась на идее, суть которой проста, как обглоданная кость: русскоязычные должны “подвинуться”, “поделиться”. Между тем сегодня действительностью правят суровые законы рыночной экономики, и они жестоко ломают эмоции, за которыми ничего нет в смысле профессионального наполнения. Кстати, опыт дочери главы государства, которая очень искренне старается поднять казахское ТВ у себя на “Хабаре”, тоже ведь нельзя назвать полностью удавшимся. А ведь эта структура тратит помимо своих средств еще и средства бюджетные…“Ана тiлi” продолжает отслеживать скандал, имеющий место в алматинской музыкальной школе-интернат. Конфликт между старшеклассниками и директором школы Бибигуль Тулегеновой (напоминаем, что речь идет не о народной артистке СССР. — Прим.) выплеснулся на страницы прессы и телеэкраны. Директор сдала в полицию целую группу своих учеников, подозревавшихся в третировании других учеников и младшеклассников. В полиции некоторые из задержанных подверглись избиениям. Телеканал КТК, освещавший эту историю, стоит на стороне директора, а “Ана тiлi”, соответственно, защищает интересы учащихся и пострадавших от рвения правоохранительных органов, добивавшихся удобных для директора признаний. Теперь к ранее поднимавшимся политико-идеологическим штрихам истории — директор этого учебного заведения, в котором в основном учатся дети из казахской глубинки, привечает кришнаитов, христиан и пр. – прибавился и криминальный оттенок. В прошлом номере газеты особое внимание заострялось на том, что директор не изъясняется на казахском языке.
В “Казак эдебиетi” (01.12.2000) демограф Макаш Татимов на двух полосах ответил Куанбеку Бокаеву, обвинившему его в прошлом номере в некоторых неточностях и определенном идеологическом мелкотемье. Причем Макашу Татимову не хватило указанных двух полос — и следует продолжение. Но из написанного выходит, что он, Макаш Татимов, пожалуй, единственный стоящий демограф-патриот в Казахстане, а Куанбек Бокаев как журналист не имеет кругозора и вообще не разбирается в вопросах (дилетант), о которых взялся рассуждать. Журналист Толембек Абдирайым посвятил свой очерк личности Сапабека Асипа — общественного деятеля, занимающегося демографическими и территориальными проблемами коренного этноса Казахстана. Это один из самых несгибаемых противников законопроекта “О земле”.
“Алтын Орда” (24.11.2000) опубликовала три материала, каждый из которых подчеркивает просыпающийся регионализм. В данном случае регионализм — западноказахстанский. “Алтын Орда” начинает номер с такого броского заголовка “Китай гребет доллары лопатой, а казах вымаливает копейки”. Даны должностные оклады 51 китайского специалиста, работающих на “СНПС – Актобемунайгаз”. Никто из них не получает меньше 800 $. Отпуск этих китайцев составляет… 60 дней. Если специалист не вышел на работу, его зарплата от этого не страдает. Такая зарплата и такие льготы объясняются тем, что иностранным специалистам приходится работать в климатических условиях. Но китайцы, взявшие в управление «Актобемунайгаз», казахам платят не больше 200 $; если человек заболеет, “над его головой собираются черные тучи”. О действии казахстанского трудового законодательства никакой речи нет: “Сравните сами: кто у нас правит — правительство Казахстана или инвесторы?”. Куат Мухтар ставит вопрос о взаимоотношениях «регион-центр». По его мнению, несправедливо, когда такие города, как Шымкент и Алматы, дотируются из бюджета за счет вклада Актобе и Караганды. Также редакция “Алтын Орды” начала публикацию научного труда известного историка Ирины Ерофеевой, посвятившей свои исследования хану Абулхаиру — тому самому, который воевал с джунгарами и владел Младшим жузом.
Официозный “Егемен Казакстан” на неделе ничем примечательным не отличился. Вызывает интерес публикация Сериккали Байменшина в номере от 29 ноября т.г. Соль материала в том, что известный в степи би (судья) и оратор-поэт Монке, живший в восемнадцатом веке, в своих творениях не хуже Нострадамуса предсказал будущее. Депутат Шерхан Муртаза, например, уверен, что аллюзии Монке-би даже намного точнее…