
Зрители в шоке Главным мировым событием прошлой недели стал беспрецедентный теракт – атака пассажирскими самолетами Нью-Йорка и Вашингтона. Реакция Казахстана и его граждан занимает основные полосы СМИ республики. Действия руководства страны отражены в официальной хронике “Казахстанской правды”. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил соболезнование президенту США Джорджу Бушу, а также свое возмущение подобным деянием, направленным против человечества.
Первый заместитель председателя КНБ Рахат Алиев в интервью “Новому поколению” сказал: “Терроризм – наднациональное явление. События в США более чем убедительно свидетельствуют об этом. На глазах у миллиардов людей развернулась кровавая драма, которая вряд ли кого могла оставить равнодушным. Могу подтвердить собственную позицию, что мы будем осуществлять самые решительные, жесткие и последовательные меры, в том числе превентивного характера, для борьбы с терроризмом
”.Если руководитель КНБ озабочен усилением мер общей безопасности, то анонимный специалист по борьбе с терроризмом на следующей странице газеты выдвигает свою версию произошедшей трагедии. Аноним полагает, что на борту лайнера было взрывчатое вещество. “Судя по видеокадрам, такое направление пламени более характерно при срабатывании взрывного устройства”, считает он.
Мухаметжан Адилов из “Делового обозрения. Республика”, размышляя о причинах терроризма, приходит к выводу, что “всегда есть… логическая связь между жертвой и преступником. И очень часто преступник сам является жертвой – обстоятельств, действий жертвы, прошлого. И не исключено, что сами США спровоцировали тот ужас, который воцарился… на улицах Нью-Йорка и Вашингтона. Например, своими жандармскими набегами по “восстановлению” демократии или защите национальных интересов
”.“Мы стоим перед угрозой войны нового типа”, — заявил Нигматжан Исингарин. По его мнению, беспрецедентный по масштабу теракт еще требует анализа, но явно, что “мир стоит перед угрозой раскола. И события в Америке подталкивают к этому”
.“Деловая неделя” вышла с аншлагом “Мир взорвался”. Махамбет Ауэзов пишет, что мир не был готов к тому, что ситуация на планете может поменяться за несколько дней: “Как было заметно, практически все действия носили характер символический в том смысле, что имели перед собой цель не только поразить, но и унизить США”, — полагает журналист.
“Что же будет дальше?” задается вопросом “Экспресс К”. Маулен Ашимбаев, директор КИСИ, призывает все страны начать открытое сотрудничество в вопросах безопасности. Ерлан Карин, политолог, очень осторожен в высказываниях. Но все же, комментируя американские события, говорит, что “последние десять лет человечество живет ожиданием цивилизационных войн – Востока и Запада, ислама и христианства”. Нурболат Масанов, политолог, считает, что началась третья мировая война. Он думает, что все изменится в международной политике, “эти события подтолкнут Запад к консолидации. И вот теперь мир действительно станет однополярным”.
Сумма поступков — отрицательная
На прошлой неделе свидетелем эпохи на страницах “Панорамы” выступил Петр Своик, зампредседателя демократической партии “Азат”. В интервью газете, данном до американской трагедии, он говорит о том, что “мир к концу прошлого века накопил гигантский потенциал конфликтов и нерешенных проблем, которому так или иначе предстояло вырваться на свободу”. Своик имел в виду перестройку, но после атаки на американские города эти слова звучат более чем актуально. Он продолжает: “Это конфликт не столько экономики, сколько идеологии, разных культур и цивилизаций”.
Оценка перспектив Казахстана у Петра Своика не слишком радужная. Он считает, что рыночную экономику худо-бедно построили, а вот политическую систему, которая должна соответствовать этой экономике, — нет. “А по масштабам, по затратам труда, мозгов, времени и денег- это еще более трудная и ресурсоемкая задача, чем приватизация, либерализация и макростабилизация, вместе взятые. А у страны потенциала уже не хватает. Нехватка умения и желания, а главное веры – вот главный дефицит на нашем рынке. Нет потенциала у высшего руководства: оно сделало что могло и больше ничего не хочет. И не может”, — констатирует он.
Далее: “Нормальный мир держится не на личностях, а на системе, на формализованных отношениях, на законах, на политических институтах, в которых персоны приходят и уходят, но не влияют, собственно, на эти институты. В Казахстане такую систему надо строить, потому что сейчас ее нет. А систему личной власти развалить просто: убери гаранта – и система если не развалится, то перестанет работать
”.Критический подход к действиям политической власти пронизывает все интервью. Суммируя поступки личные и главы государства, и других людей, которые могли повлиять на итоги 10 лет, Петр Своик делает вывод, что эта сумма отрицательна. И это внушает самую большую тревогу за будущее.
“Деловое обозрение Республика” заинтересовалась судьбой свидетелей, проходивших по уголовному делу Акежана Кажегельдина. Как известно, суд вынес частное постановление, где “указано о недобросовестном отношении ряда высокопоставленных должностных лиц к своим служебным обязанностям… что способствовало неоднократному нарушению Акежаном Кажегельдиным законных интересов государства”. Постановление направлено в администрацию президента, и теперь дальнейшую судьбу “свидетелей” будет решать президент, пишет газета.
Как сообщает “Деловая неделя”, “в том, что бумаги ( имеется в виду частное постановление суда. — Ред.) отправлены, не уверены в пресс-службе Верховного суда, а в том, что получены, — в президентской”. “Молчание власти” наводит Амана Абаева, автора одноименного материала, на различные размышления, и редакция публикует список свидетелей, чтобы не забылись: Ураз Джандосов, Виталий Метте, Виктор Храпунов, Карим Масимов, Мажит Есенбаев, Александр Павлов, Сапарбек Бердибаев, Сергей Жиленков, Степан Шуткин, Александр Машкевич, Александр Школьник, Мухтар Алтынбаев, Константин Колпаков, Александр Андрющенко, Николай Радостовец.
Будущее за людьми без знаний?
На страницах “Нового поколения” доктор биологических наук Шамиль Мамилов поведал о страданиях казахстанской науки. Он уверен, что никакие силовые структуры не спасут общество от деградации и распада. А “наука всегда работает на перспективу. Этого не понимают чиновники, это не выгодно временщикам – калифам на час. Убийственная их логика — от казахстанской науки раньше не было пользы и теперь нечего ждать”. Тем временем, например, Институт почвоведения за время реформ потерял 10 докторов и около 30 кандидатов наук. Специалисты, на подготовку которых государство затратило огромные ресурсы, нынче работают в странах дальнего и ближнего зарубежья. “Наука, образование, культура – это единое поле, которое создает в обществе иммунитет против мракобесия и дикости”, — пишет Ш. Мамилов. Реформы правительств Терещенко, Кажегельдина, Балгимбаева и Токаева методично и последовательно “оптимизировали” науку Казахстана и самое главное — лишили средств на эксперимент, научные экспедиции, командировки. “Наука – это стратегический потенциал государства, реформы здесь должны быть особенно продуманными”, — советует он.
Здесь же президент ассоциации “Женщины-предприниматели Казахстана” Дина Исагатова пишет, обращаясь, наверное, к правительству: “Дайте профессиональные знания молодым казахстанцам — и вы улучшите жизнь страны. В противном случае всех нас ждет “радость” общения с людьми без будущего. С наркоманами и алкоголиками”…

