Подарок к Новому году



В парламенте наконец решилась судьба одного из наиболее важных финансовых законопроектов. Несколько дней депутаты совместно с едва ли не полным составом Кабинета министров старались перетянуть на свою сторону бюджетные деньги, которые необходимо освоить уже в этом году.


История эта известна всем: нежданно-негаданно второй раз за год Кабмин сообщил парламенту радостное известие: дескать, нашли дополнительные средства. Если в марте сумма эта была “всего-навсего” 25 миллиардов тенге, то на сей раз говорили уже о 51 миллиарде. Каким образом три финансовых министерства и иные структуры, занимающиеся планированием, проглядели одну пятую бюджета, толком объяснить не смог никто. На совместном заседании верхней и нижней палат эту тему старались обойти молчанием, впрочем, умалчивание как некий тактический шаг министры использовали не раз.


В принципе примерные суммы, о которых пойдет речь в докладе министра финансов Мажита Есенбаева, депутаты знали заранее. Им был представлен законопроект, в котором эти данные уже были отражены. Поэтому парламентарии были настроены на то, чтобы попробовать переломить упорство Кабмина и некие некрупные суммы попытаться перевести на финансирование социальных программ тех или иных регионов. Эти попытки, как правило, предпринимали отдельные группы депутатов или же законодатели-одиночки.


Что же касается руководителей соответствующих комитетов парламента, то их дружба с министерствами в этом смысле давала о себе знать. С их стороны особой критики или же просьб в адрес правительства не следовало. Напротив, такие выступления звучали как дополнение к многочисленным словесам исполнительной власти.


Так ставший традиционным доклад председателя сенатского Комитета по экономике, финансам и бюджету Гульжан Карагусовой началось с фразы, что бюджет 2001 года мы рассматриваем трижды, но это не вина правительства, так как “экономика – это объективная субстанция!” Что означает сей философично-экономический перл поняла разве что сама Карагусова. Однако всем стало ясно, что дальше прозвучат тезисы правительства в преломлении через депутатские аргументы. Таким образом, следуя логике выступления, второй посыл мог быть направлен уже в сторону депутатского корпуса. И, соответственно, сенатор сделала такой реверанс, заметив, что превышение на более чем 20% показателей индикативного плана недопустимо, а потому “пессимизм правительства излишен”.


Вместе с тем, в отношении социальных выплат Карагусова все же разделила пессимизм Кабмина. Она высказала “опасения” против полного погашения долга по социальным выплатам жителям Семипалатинского региона. По ее мнению, за два оставшихся месяца невозможно освоить всю сумму долга, и к тому же в Семипалатинске нет полного списка тех, кому такие пособия положены.


Далее последовали несколько “за” и “против” бюджета, а в качестве пожелания Карагусова заметила, что расходы Минобороны должны измениться в сторону улучшения питания солдат и бытового обустройства среднего офицерского звена.


Мнение комитета по финансам и бюджету Мажилиса на сей раз высказал Куаныш Алпысбеков. Он подчеркнул, что после того, как дважды за год правительство неожиданно находит деньги, у депутатов сложилось впечатление, что Кабмин или не умеет формировать бюджет, или сознательно скрывает средства с тем, чтобы потом устраивать “победные реляции”. Далее он высказал обобщенные требования депутатов. Во-первых, нынешний бюджет должен включить в себя погашение по долгам инвалидам I и II групп, выплаты безработным, жилищные гранты оралманам и погашение долга жителям Семипалатинского региона. Во-вторых, поступившие средства необходимо направить на подготовку к зимнему отопительному сезону, несмотря на то, что он уже начался. И в третьих, должна быть организована финансовая поддержка районам, пострадавшим вследствие природных катаклизмов, а также новому административному центру Талдыкорган.


Тем для споров между парламентом и правительством было предостаточно, но больше всего депутатов заводил вопрос, почему в нынешнем бюджете всплыли долги за приобретение еще в 1994-1996 годах 220 российских комбайнов “Нива” у некой японской компании. Причем по замечанию сенатора Амана цена в 55000 долларов за каждую машину превышает реальную рыночную стоимость машин такого класса более чем в два раза. Вначале все попытки депутатов получить вразумительный ответ ни к чему не приводили, на что депутат Асанов в сердцах воскликнул: “Я был производственником, затем, придя в мажилис, стал политиком, а теперь чувствую себя лохом!” По его мнению, приобретать “Ниву” за эти деньги все равно, что купить “Запорожец” за 15 тысяч долларов. Однако и такое откровенное заявление было встречено молчанием. И когда воочию убедившись, что попытки министра финансов снять вопрос с обсуждения, ни к чему не приводят, в полемику о японских “Нивах” вступил сам премьер Токаев. Он сказал, что выяснение истоков проблемы не входит в компетенцию его кабинета, а все документы по закупкам комбайнов будут переданы в соответствующие органы для выяснения.


Гани Касымов заинтересовался бюджетом МИДа. По его словам, встреча глав государств СВМДА “благополучно провалена”, а заложенные на эти цели 40 миллионов тенге до сих пор в бюджете значатся. Не лучше ли высвобожденные средства направить в детские дома? Услышав подобные заявления, профессиональный дипломат Токаев заметил некогда профессиональному дипломату Касымову, что эта встреча не сорвалась, а отложена до следующего года, когда позиции всех стран будут определены.


Булат Абилов поднял еще один болезненно воспринимаемый правительством вопрос о финансировании органов государственной безопасности. По его словам, расходы на эту сферу не сопоставимы ни с одной другой статьей государственных расходов. Так, даже на оборону в бюджете закладывается в два раза меньше средств. Эта статья в пять раз превышает затраты на здравоохранение и в десять раз больше, чем государство направляет на спорт. Количество разного рода полицейских на одного гражданина больше, чем в большинстве развитых стран. До каких пор эта практика будет продолжаться, возмущался Абилов.


Когда пары были выпущены, обе стороны приступили к формированию согласительной комиссии. Она работала в течение суток, и уже к вечеру следующего дня на совместном заседании палат и правительства законопроект о внесении изменений в бюджет 2001 года был принят. Каких-либо существенных изменений депутаты так и не смогли добиться. Но экологические выплаты, в частности, в Семипалатинском регионе все же будут.