Почем нынче академики?

“ХАБАР — Жетi-кун”


Предложение, от которого трудно отказаться


Юбилейная сессия Национальной академии наук превратилась в разбор “полетов”. По словам президента, за последние годы наука в лице своих академиков и докторов не внесла на рассмотрение ни одного общественного или экономически значимого проекта. В принципе, о том, что коррупция в сфере присвоения научных степеней достигла невероятных размеров, в СМИ говорилось не раз, и это ни для кого не секрет. В следующем году на научные разработки выделено 1 млрд тенге и 160 млн на оборудование и реформы в НИИ, кроме того, ожидается отмена НДС на научные деньги. По словам ученых, сейчас не хватает “моста” между теоретической наукой и реальными установками. В Советском Союзе эту роль исполняли так называемые отраслевые институты. Пока итогом “прозрения” явилось лишь создание межведомственной комиссии, которая будет проверять, заслуженно ли получили научные работники свои звания.


В Атырау прошла конференция на тему “Взаимоотношения региональных СМИ и власти”. Суть рассматриваемой проблемы в том, что в северных районах страны легче поставить спутниковую “тарелку” и смотреть российские телеканалы, чем наши республиканские. В этой ситуации на региональные СМИ возлагается функция донести до зрителя (читателя) информацию о том, что происходит в Казахстане. Но очень часто масс-медиа испытывают давление, а то и просто монополизируются местными властями и, соответственно, объективными быть не могут. Наиболее частые формы давления – непредоставление информации и многомиллионные иски о защите чести и достоинства. Кроме того, акимы на местах любят давать редакторам “добрые советы”, от которых трудно отказаться.


Берик Имашев, глава Антимонопольного агентства, предложил децентрализовать функции своего ведомства, проще говоря, регулирование тарифов и цен на местах передать местным властям, то есть акимам. Концепцию в парламенте провалили. Видимо, депутатам показалось, что это будет равносильно тому, если бы овец поручили волкам пасти. Но из интервью Имашева следовало, что это должно быть сделано именно в расчете на то, что безразличные ныне к ценовой политике акимы (так как сдерживание цен не их сфера), стремясь принимать социально-популярные решения, будут ограничивать региональных монополистов.


“КТК — Портрет недели”


“Мы, нижеподписавшиеся…”


В Казахстане нет компонентов для производства ядерного оружия – к такому выводу пришли американские специалисты, следовательно, предоставить оружие бен Ладену мы не могли. Теперь под подозрение попал Кыргызстан, тем более, что он, как выяснилось, поставлял оружие в Сьерра-Леоне. Возможно, отношение к нам Штатов сейчас смягчает то обстоятельство, что им нужны наши военные базы, в первую очередь те, где проводились совместные учения казахстанских и американских военных.


Министр госдоходов Зейнулла Какимжанов выступил на этой неделе против таможенников и обвинил их в коррупции, это тем более интересно, что таможенное ведомство ему и подчиняется. В ответ зампредседателя Агентства финансовой полиции Серик Нугманов заявил, что некоторые “просто неправильно поняли легализацию” и решили, что теперь можно все, намекая, как видно, на признание Какимжанова, что кое-какой капитал он тоже легализовал.


Алишер Сулейменов и Булат Аюханов выступили с заявлениями, что обращение к президенту в последнем номере газеты “Деловое обозрение Республика” — не что иное, как грязные информационные технологии. Полный текст обращения они, как выяснилось, не читали.


Вообще красной нитью программы явилась проблема коррупции. Один за другим следовали сюжеты: о покупке на бюджетные деньги квартир и особняков для работников суда в Караганде, о продажных и некомпетентных судмедэкспертах, о коррупции, поразившей творческую интеллигенцию, и напоследок опять же о проделках “Харрикейна”. На сей раз министр энергетики Владимир Школьник был обвинен в том, что покрывает канадскую компанию.


“31-й канал — Неделя”


Хлебные заговорщики


Казахстанский бюджет зависит от мировых цен на нефть, зерно и металлы – такой вывод делает автор первого сюжета. Если цены на последние товары остаются неизменными, то с нефтью не все так просто. Возможно сокращение поставок нефти на мировой рынок странами-участницами ОПЕК. Пока что вопрос о сокращении поставок не решен, но дело идет к тому. Астана планирует увеличить объем добычи нефти на 14% для того, чтобы количеством экспортируемого сырья перекрыть потери при понижении цен на “черное золото”. Однако прогнозы на будущий год довольно безрадостные. Теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне значительно ускорили процесс торможения развития экономики США. В связи с этим в мире около миллиарда человек останутся безработными, работающие же будут испытывать значительные трудности из-за понижения заработной платы. Прогнозы эти были озвучены премьером Казахстана Касымжомартом Токаевым в те дни, когда нефть стоила 19 долларов за баррель. Недавно цена на “черное золото” вернулась в 20-долларовый коридор, но все же бюджет Казахстана на 2002 год остается под угрозой.


Заговор печников – тема второго сюжета. В Алматы цены на хлеб поднялись на 2 тенге. Пошли на этот шаг лишь крупные хлебозаводы южной столицы. Ислям Тогжанов, президент объединения “Алматынан”, объяснил повышение цен на хлеб плохим качеством зерна. Несмотря на это, цены на муку пока что остаются прежними. Антимонопольный комитет склонен полагать, что имеет место быть некий ценовой сговор, так как цены на хлеб были подняты заводами одновременно и на одинаковую сумму. Если заговор обнаружится, то антимонопольщики будут принимать меры по государственному контролю за ценовой политикой. Депутат мажилиса Гани Касымов считает, что “цены должны снижаться, а не наоборот…”. В народе же муссируются слухи о том, что якобы Штаты положили глаз на казахстанское зерно и уже выделили миллион долларов для его закупки, потому и поднялись цены на хлеб.


Информационная война в разгаре, сообщает автор третьего сюжета. Начался слив компромата и просто жалоб и апелляций к президенту. В СМИ опубликовано Обращение к Нурсултану Назарбаеву деятелей культуры и работников СМИ с просьбой ограничить влияние Рахата Алиева, причем после публикации этого Обращения многие из подписантов пошли, что называется, “в отказ”. Рахат Алиев же выиграл суд над газетой “Время по Гринвичу”, теперь газета должна генералу 3 миллиона тенге за моральное оскорбление и клевету, изложенную в материале “Миф о Рахате Алиеве как о персоне “вне критики” сильно поколеблен”. Между тем Галымжан Жакиянов теперь упоминается везде в связке с братьями Аблязовыми. Спланированы кем-то и выпады депутата Толена Тохтасынова, считает автор сюжета, потому как непонятно, почему слуга народа, доселе молчавший как рыба, вдруг начинает говорить много и адресно.


Первое публичное заявление о разногласиях между Министерством госдоходов и Государственным таможенным комитетом было сделано недавно главой МГД Зейнуллой Какимжановым. Ядром коррупции назвал Какимжанов ГТК, сообщает автор этого сюжета. Мараткали Нукенов, глава ГТК, на пресс-конференции в Астане ничем не опроверг, но и не подтвердил выпадов министра. Похоже, считает автор, что господин Нукенов не понимает, что взятка – всего лишь симптом существующей системы власти. Чиновники же в очередной раз призвали самих себя на борьбу с коррупцией, однако сделано это было совсем неубедительно. Наверное, потому, констатирует автор, что такие заявления делались уже не единожды.


Скандал в Федерации профсоюзов РК вышел на финишную прямую. Смены руководства ФПРК не избежать, считает автор сюжета. Сами лидеры региональных тред-юнионов уже не могут разобраться, что же осталось в собственности профсоюзов. Скандал этот должен решаться на уровне властей, считают лидеры и в качестве арбитра хотят видеть президента Нурсултана Назарбаева.


“31 канал – САЯСАТ”


Наблюдается дефицит веса


По указу президента в стране идет призыв в Вооруженные силы страны. Это послужило поводом для программы “Саясат” для начала разговора о казахстанской армии. Особенностью нынешнего осеннего призыва стало то, что из 700 тысяч потенциальных призывников на срочную военную службу будут отобраны 15 тысяч. И в основном это будут ребята старше 19 лет, что позволит, по мнению военкоматов, повысить боеспособность ВС. Но, несмотря на такой, казалось бы, тщательный отбор, здоровье призывников желает оставлять лучшего. Особенно это касается сельской молодежи, которая зачастую впервые проходит медкомиссию, ибо в аулах состояние медицины не позволяет осуществлять профилактические мероприятия. Например, в Карагандинской области 40% призывников признаны негодными к службе. Наиболее распространенные виды болезней: дефицит веса тела, плоскостопие, туберкулез. Опрос молодых людей показывает, что тяга к военной службе в последние годы выросла. Военные склонны объяснять это улучшением морально-материального положения в казахстанской армии. Но некоторые эксперты говорят, что плохое социально-экономическое положение населения, особенно на селе, толкает молодежь идти на службу. К тому же в последнее время наличие военного билета стало необходимым условием при устройстве на работу. Но все же, несмотря на бойкие отчеты военных об изменениях в армии, об искоренении неуставных отношений, повышении дисциплины и материального снабжения, многие из опрошенных на улицах городов людей с недоверием относятся к военной службе. Открытое обсуждение проблем взаимоотношения общества и армии помогает лучше понять друг друга и соответственно повысить доверие.