Продавцы воздуха



КАЗАХСТАН ЗАНИМАЕТ ВЕДУЩИЕ ПОЗИЦИИ В СНГ ПО ТЕМПАМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ



Республика уступает по этому показателю лишь Украине и Таджикистану, сообщает Интерфакс-Казахстан. Согласно данным Межгосударственного статкомитета СНГ, рост промышленного производства в Украине составил по сравнению с январем-сентябрем 2000 года 16,6%, в Таджикистане — 16,0%, в Казахстане — 13,8%.


КАЗАХСТАН ДОБИЛСЯ “БРОНЗЫ”


Свершилось! Казахстан занял третье место по темпам роста промышленного производства среди стран СНГ. Теперь отечественные чиновники могут честно смотреть нашему измученному народу в глаза. И утверждать, потрясая бумажками со статистическими данными, что даже великая российская демократическая империя не смогла нас опередить.


И ничего, что лучше нас развивается измученный гражданской войной, соседством с оплотом терроризма и сотнями других малоприятных факторов Таджикистан. Ничего, что Украина, которую лихорадит от постоянного противостояния оппозиции и действующего президента, которого обвиняют в смерти журналиста Георгия Гонгадзе, оказалась лучше всех остальных в деле развития своей промышленности.


Казахстану-то было гораздо сложнее: это ведь у нас в земле зарыта вся таблица Менделеева, это ведь нам в наследство достались действующие предприятия союзного значения вкупе с нефтью, газом, углем, который, по словам вождя мирового пролетариата, является настоящим хлебом промышленности. А то что обычный хлеб подорожал, так это “издержки производства” и они будут преодолены в ближайшем светлом будущем. Ура, господа-товарищи!


“Госдолг Казахстана, оформленный в государственных ценных бумагах, превышает $2 млрд”. Об этом сообщает Интерфакс-Казахстан со ссылкой на Казахстанскую фондовую биржу. В том числе, говорится в сообщении, за прошедшую неделю общая сумма долга в тенговом эквиваленте выросла на 1,4%, в долларовом — на 1,3%.


ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА


Эмитентами ГЦБ, т.е. теми, кто эти бумаги производит, являются Министерство финансов, Национальный банк и местные исполнительные органы власти. Получается довольно простая, но весьма занятная схема: ничего не производя, вышеупомянутые организации создают государственные ценные бумаги и продают их различным организациям, скажем, пенсионным фондам, посулив им, что вскорости выкупят их обратно за ту же сумму, плюс определенное количество процентов. В пенсионные же фонды деньги поступают от простых граждан в соответствии с законодательством РК. Ну, а коль деньги не должны лежать мертвым грузом, а должны приносить прибыль, то соответственно ПФ их и покупают.


Самое интересное, что Минфин получает деньги от налогоплательщиков и, как уже говорилось, ничего не производит. Таким образом, продав свои ценные бумаги и выкупив их с учетом процентной ставки, Министерство финансов просто-напросто тратит деньги налогоплательщиков. Но остановиться уже не может, ведь если все это дело рухнет, придется каким-то образом расплачиваться, а на вопрос: “Где деньги, Зин?” — вздохнув, указать в сторону золотовалютного запаса республики. Круговая порука?


“В будущем нефтяные месторождения будут разрабатывать только отечественные компании”. По сообщениям Интерфакса, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на встрече с отечественными товаропроизводителями и иностранными компаниями 30 ноября в Атырау, заявил, что в будущем нефтяные месторождения будут передаваться в разработку только отечественным или, «в крайнем случае», совместным предприятиям.


“НЕ ТОРОПИСЬ – ГАЛОШИ ПОРВЕШЬ!”


Передача нефтяных месторождений в разработку отечественным предприятиям подразумевает наличие у последних инвестиций в тенге. Сейчас предприятий, способных вложить огромные средства в тенге в нефтяную промышленность, нет. Сегодня казахстанский рынок напрямую зависит от Его Величества доллара. То есть даже казахстанский инвестор, но с американскими долларами, так или иначе работает на американскую или же европейскую экономику. Корни этой проблемы уходят в само устройство казахстанской экономики. Всем сведущим людям известно, что долларовая масса превышает денежную массу тенге в разы. Происходит это от того, что вся национальная валюта Казахстана в конечном счете все равно переводится в доллары. Ярким примером тому служит Национальный фонд. Нефтедоллары поступают в республиканский бюджет, который оперирует, разумеется, в нацвалюте, и эти средства перекачиваются опять в Нацфонд в долларовом выражении. И Национальный фонд вкладывает их в ценные бумаги других государств, дабы получить с этого проценты. Таким образом, вырисовывается простая схема: нефтедоллары – тенге – доллары. Откачка тенговой массы из экономики Казахстана, похоже, является любимым спортивным видом нынешнего правительства.


Способны ли сегодня или завтра прийти в нефтяной бизнес отечественные инвесторы? Ясно одно: говорить об их массовом приходе пока не приходится. Любые казахстанские компании, выпускающие ту или иную продукцию, до сих пор не вышли на уровень аналогичных предприятий советского времени. Современное нефтяное производство требует огромных вложений, отдача от которых возможна лишь в неблизкой перспективе. К тому же постоянные колебания цен на нефть способны серьезно отпугнуть желающих заняться этим бизнесом. Сегодня заниматься нефтедобычей способны лишь крупные компании, помимо серьезного опыта деятельности в этой отрасли имеющие поддержку солидных финансовых институтов и правительств своих стран.


“В Астане уверены, что Казахстан будет принят в ВТО”, сообщает Интерфакс-Казахстан.


Об этом заявил премьер-министр Казахстана Касымжомарт Токаев. Необходимость вступления Казахстана в ВТО, отметил К.Токаев, также продиктована последними событиями в мире, которые «демонстрируют, что, несмотря на продолжение гонки вооружений, на международной арене главной остается борьба за рынки сбыта продукции».


Важным в процессе вступления Казахстана в ВТО Токаев считает согласованность действий с Россией, где эти процессы также активизируются. Такая необходимость продиктована, по его мнению, общностью и особенностями территориальных и экономических условий Казахстана и России.


При этом Токаев отметил, что, несмотря на стремление Казахстана и России к интеграции в рамках ВТО, важным остается сотрудничество этих стран в формате Таможенного союза.


БОЛЬШЕ ТОВАРОВ, КИТАЙСКИХ И РАЗНЫХ!


Практически вступление Казахстана в ВТО означает отмену таможенных сборов с товаров стран-участников этой организации. Что получится — догадаться не трудно. На неокрепший казахстанский рынок хлынет масса товаров из стран, превосходящих Казахстан не только по количеству производимой продукции. Качество товаров будет намного превосходить казахстанские аналоги. Бесспорно: без конкуренции обойтись нельзя, но отечественный производитель еще далек от того, чтобы соперничать с мировыми лидерами в той или иной сфере. Между прочим, Китай, собирающийся вот уже десять лет войти во Всемирную торговую организацию, уже завалил казахстанский рынок монбланами всяческого товара, начиная с игрушек и заканчивая поддельными “панасониками” и “тефалями”. К тому же не отвергается сотрудничество в этой области и с Российской Федерацией, а, как известно, за двумя зайцами погонишься… Дальше и так все знают.