Свобода выбора есть всегда!

Несколько раз прочитал в № 43 вашей газеты статью Вячеслава Маркова “Бремя русского человека”. Долго силился понять, что же побудило его написать такой материал, даже пытался представить образ этого человека. И через какое-то время мне, кажется, стали понятны чувства, которые водили его пером.


Господин Марков из тех людей, которые ничему не научились за десять лет суверенитета и независимости бывших советских республик, отпавших от бывшего Советского Союза и заживших своей пусть и трудной, но самостоятельной жизнью. Бывший одним из числа “старших братьев” остальных народов СССР, он до сих пор не может смириться с тем, что теперь он стал просто равным среди равных.


Такие, как он, вывешивают советские флаги над Севастополем и перед московскими телекамерами скандируют, там антиукраинские лозунги, попирающие честь и достоинство суверенного государства.


Подобные ему господа выходят на жалкие и малочисленные демонстрации в Таллинне и Риге, протестуя против “ущемления гражданских прав” своих соплеменников. Тех, кому там официальные власти не выдают паспортов из-за того, что не желают знать государственный язык страны проживания, ее законы и многовековую историю.


Родственные В.Маркову души и про себя, и даже на людях возмущаются грузинским и молдавским “великодержавным национализмом” и с энтузиазмом всегда поддерживают сепаратистов в Абхазии и Приднестровье.


Потому, думаю, его именно раздражает поведение “русских” организаций в Казахстане, подобных славянскому движению “Лад” и Русской общине. Еще бы, ведь они никак не сопротивляются “казахизации” Казахстана, не борются за теплое место под солнцем для стонущих под игом “бремени русского человека”, а заняты какими-то непонятными и второстепенными делишками, как, наверное, Марков это понимает, вроде сохранения и развития русской культуры и русского языка, укрепления дружбы и доверия между всеми братскими народами нашей республики.


Историческая драма для автора этой статьи и его имеющихся единомышленников кроется в том, что за те преимущества, что раньше им доставались лишь по праву принадлежности к “главенствующей” нации, сейчас нужно бороться на равных с остальными, так сказать, на общих основаниях. А этого уже привыкших за годы советской власти к некоей избранности и “имперской элитарности” господам марковым делать не хочется или они просто не способны к нормальной общественной конкуренции.


И для оправдания своего нежелания или неумения это делать можно найти сто причин и отговорок. Он ведь прямо и пишет об этом: “Любое персональное преуспевание в этой стране подразумевает в первую очередь либо нахождение этого лица во властной пирамиде любого уровня, либо наличие устойчивых связей с ней”. Так вот, одним росчерком пера автор обсуждаемой статьи отказывает в нормальных, здоровых, так сказать, карьерных устремлениях миллионам казахстанцам – и казахам, и русским, и украинцам, и немцам, и остальным многочисленным представителям народов, населяющих эту страну.


Кстати, русским в Казахстане г-н Марков не видит вообще никакой благоприятной жизненной перспективы по причине “замеченной еще семь лет назад журналистами “Каравана” тенденции “всеобщей казахизации”, возобладавшей, по его словам, во всех сферах общественной жизни и окончательно оформившейся в официальную кадровую политику. Написавшему эти строки, наверное, наплевать на то, что такие утверждения прямо оскорбляют тысячи и тысячи российских соотечественников, нашедших за десятилетие казахстанской государственной независимости свое новое место в жизни – на госслужбе, в предпринимательстве, науке и культуре. Людей, которое связали свое будущее и будущее своих потомков с новым Казахстаном. Для процветания которого они многое сегодня делают.


По счастью, на их твердый жизненный выбор никак не могут повлиять истерические заклинания разочарованного внезапным лишением прежнего преимущества “белого” человека, договорившегося до утверждения, что в нашей стране “личные качества претендентов не могут быть по достоинству оценены населением и вознаграждаться соответствующим их способностям и возможностям постом в государственной иерархии”. Потому что, дескать, никому нельзя рассчитывать на личный успех там, где “несвобода слова и собраний”, где “гражданин лишен права реально влиять на власть”, где “у него отобрано право легитимно выражать протест против любых ее действий”. Можно было бы привести десятки аргументов против подобных “доказательств”. Но сам факт того, что он может выражать свои нестандартные взгляды (без всяких, уверен, неприятных для него последствий!) на страницах неправительственной и независимой газеты, — это лучше всего, я думаю, характеризует то, как же на самом деле обстоят сегодня у нас дела со свободой слова и возможностью публично спорить с властями.


Вячеслав Марков заявляет, что русские не нужны ни Казахстану, ни России. И задается вопросом: может, он и его соотечественники потребны другим державам – Америке, например, или Германии? Вопрос, как говорил известный сатирик, конечно, интересный. Он всегда может решить этот гложущий его вопрос чисто эмпирическим путем. Ведь что-что, а тот факт, что свобода передвижения реально существует в Казахстане, не сможет опровергнуть даже г-н Марков, отягощенный “бременем русского человека”.