Самое интересное еще впереди

“ХАБАР — Жетi-кун”


Лидеры ДВК – сумма амбиций может не сложиться. А премьер –прав


Практически большая часть программы была посвящена создателям и членам движения “Демократический выбор Казахстана”, неожиданно организованной группой олигархов и госчиновников в позапрошлое воскресенье. Обозреватель Федор Курепин особо выделили троих и привел довольно развернутые сведения из биографий Ураза Джандосова, Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова. Также были прокомментированы их личностные качества сквозь призму политической активности.


И хотя аналитики согласны с тем, что Джандосов может претендовать на роль публичного лидера ДВК, главным идеологом движения они считают Мухтара Аблязова. Амбиции этого тридцативосьмилетнего топ-менеджера всегда бросались в глаза, именно школу его бизнес-структур прошли многие видные представители бизнес-элиты: Ержан Татишев, Нурлан Смагулов, Болат Полымбетов.


Даже будучи за пределами правительственных коридоров, М.Аблязов всегда имел свой взгляд на политику правительства и высказывал свое мнение, иными словами, он всегда был политически активен и честолюбив: “впоследствии критика правительства войдет в привычку, как и разработка всевозможных альтернативных проектов и программ, большая часть которых осталась невостребованной”. Но тем не менее именно Ураз и Мухтар, наиболее известные лидеры “младотюрков” в бытность свою в правительстве Балгимбаева, получили выговор от главы государства, “который позже признает, что предприниматели, приглашенные им из бизнеса во власть, не смогли разделить интересы государства и своих бывших компаний”. Причем Мухтар Аблязов весьма неприглядно выглядит в связи с продолжающимся следствием по делу Асета Наурызбаева, бывшего президента национальной компании KEGOK, к которой имел отношение и Аблязов.


Галымжан Жакиянов обрисован как личность не менее амбициозная, чем Аблязов. Он тоже любит находиться в центре внимания и делать различного рода громкие заявления. При этом, правда, у него не всегда все благополучно с прямым выполнением своих функциональных обязанностей. В этот раз его коньком стала тема выборности акимов. Она активно им тиражировалась через лояльные СМИ. Однако после отставки он вряд ли теперь будет столь массированно пропагандировать свои прогрессивные взгляды об ускорении политических реформ на региональном уровне, т.к. лишился административных ресурсов и контроля за прессой. “Хабар” предположил, что для того чтобы наработать бесценный опыт на этой стезе, Жакиянову, наверное, следовало принять участие в выборах акима где нибудь в… Южно-Казахстанской области. Намек, скажем, отнюдь не тонкий…


Один из конечных выводов “Хабара” таков: “Каждый из этого трио может возглавить объединение, однако их политические амбиции могут стать причиной раскола”, поэтому на начальном этапе они и решили обойтись без “единого лидера”. Неприкрытая ирония звучала, когда были обозначены позиции каждого в предполагаемом теневом правительстве. Причем номенклатура должностей была расписана с советской иерархии: Жакиянов – генеральный секретарь, Джандосов – глава правительства, Аблязов – главный идеолог. А вот при оценке всего движения в целом его примерили к российскому Союзу правых сил. Хакамада — Ертлесова, Кириенко — Аблязов… и т.д. Ехидно было замечено, что такой глыбы, как Чубайс, в Казахстане не нашлось. Единственный, кто удостоился похвалы, оказался Берик Имашев, который “до последнего” отстаивал свою концепцию реформирования Антимонопольного комитета в парламенте и СМИ, хотя мог тоже уйти, просто хлопнув дверью. Однако и эта похвала может считаться двойственной, т.к. практически все зубры парламента, вроде Серика Алибаева, считают, что бывший следователь и бизнесмен Имашев полный ноль в качестве борца против естественных и прочих монополий. Но это осталось за кадром.


В целом все материалы по ДВК можно охарактеризовать как “сдержанное непрятие”. А знаменитое выступление премьер-министра Касымжомарта Токаева ведущим программы оценено как вполне адекватная реакция начальства на неординарные политические шаги своих подчиненных.


“КТК — Портрет недели”


трест или синдикат?


По мнению авторов программы, название нового политического образования ДВК не вполне себя оправдывает, так как слово “демократия” означает власть народа, а “олигархия” — как известно, власть избранных. Новая партия – трест или синдикат, вопрошает КТК. Вновь были упомянуты легализованные полмиллиарда долларов, за которые теперь, по мнению журналистов, идет война. Основной упор авторы почему-то делали на то обстоятельство, что “подарок” в виде новой партии был преподнесен к юбилею независимости. Депутат В.Макалкин заметил, что всякое движение должно иметь поддержку на местах, у народа, а у ДВК такой поддержки нет. Завершая сюжет, журналисты назвали события последней недели “схваткой бульдогов под ковром”.


“Алма-Медиа” и КТК прекращают сотрудничество с компанией KCELL из-за того, что в день ключевых назначений, 21 ноября, после 16 часов связь была прервана и не восстанавливалась в течение шести часов. Журналисты подозревают, что это произошло не случайно. Кроме того, по мнению авторов программы, компания не гарантирует, что телефонные переговоры не прослушиваются.


Инвестиционная компания “Куланды энерджи корпорейшн” собирается подавать в суд на “Казахойл” и лично г-на Балгимбаева за притеснения, а на последнего еще и за то, что он в бытность премьером игнорировал все жалобы компании.


Сенсацией недели, по мнению редакторов КТК, стало известие о том, что Казахстан будет оказывать помощь Северному альянсу в виде старой советской военной техники, к которой моджахеды давно привыкли. Наша республика была названа не иначе, как “партнер режима Раббани”. К слову, в Афганистан отправится вооружение, которое должно было быть уничтожено, но вместо этого отправлялось на склад. Теперь ему нашли применение.


Последний сюжет поведал о бесчинствах некоторых сотрудников ДКНБ. По материалам журналистов КТК, ими был схвачен и жестоко избит Канат Беимбетов. В итоге парень признался, что принадлежит к экстремистской организации “Хизб-ут-Тахрир”. Но до суда дело не дошло, потерпевший скончался в больнице.


“31-й канал — Неделя”


Кадровый голод в правительстве – это аксиома


В стране наступил политический кризис – с этого заявления начался очередной выпуск. Для начала ведущий освежил в памяти зрителей события минувших семи дней.


Каковы же будут последствия ухода из Кабинета министров самой прогрессивной группы финансистов? Об этом был сюжет программы. Автор сюжета сослался на слова Балташа Турсумбаева, который сказал, что эта отставка — дело давно решенное и прогнозируемое. Прежнее правительство было коалиционным, считает Балташ Турсумбаев, а потому уход из Кабинета министров группы членов ДВК – явление закономерное. “Киндерсюрпризы”, как назвал движение ДВК премьер Токаев, пошли на этот шаг осознанно. А вот отставки их повлекут за собой несомненный крах нынешнего Кабмина и отставку всего правительства. К примеру, Жаннат Ертлесова, бывший заместитель министра обороны. Именно она установила, что в армии отсутствует бухучет. Нет учета, нет и контроля. Кто придет ей на смену и удастся ли новому человеку наладить ту работу в Минобороны, за которую взялась г-жа Ертлесова? Отставка Галымжана Жакиянова – это огромная брешь в правительственном корабле, считает автор сюжета. На его место пришел Даниал Ахметов, а кто заменит Ахметова на посту вице-премьера? По слухам, жители Павлодарский области не очень рады замене акима и просят вернуть им прежнего.


Депутаты упустили редкий шанс набрать очки, необходимые для победы на следующих выборах. Гани Касымов на одном из заседаний посчитал, что необходимо пригласить на своеобразные “разборки” Касымжомарта Токаева, дабы тот поведал, что там за бунт на корабле случился. Однако остальные представители электората не услышали своего коллегу. Да и предложение вернуть обратно в команду отставленников энтузиазма не вызвало. Ведущий программы сделал вывод: депутатам не нужно доверие народа, потому как принципы выбора представителей электората в нижнюю палату парламента основываются отнюдь не на доверии этого самого электората, а на элементарных подтасовках при подсчете голосов.


Резко высказалась проправительственная партия “Отан” о создании нового движения “Демократический выбор Казахстана”. Автор очередного сюжета полагает, что эта жесткость вызвана боязнью “Отана” потерять монополию на чиновников. Действия Булата Абилова были оценены как предательство и завышенная самооценка. Гражданская партия, за которой, как известно, стоит олигарх Машкевич, также не одобрила создание объединения. По мнению журналистов, это от того, что в ДВК присутствуют Аблязов и Субханбердин – оба олигархи. Кому, какому олигарху доверится Нурсултан Назарбаев на будущих президентских выборах, неизвестно. Неизвестность заставляет нервничать. Кроме того, в составе ДВК бывший аким Павлодарской области Жакиянов, с которым у Машкевича не самые лучшие отношения. В бытность свою акимом области Жакиянов частенько ставил палки в колеса Евразийской группе, чьи заводы располагались на территории подведомственной ему области.


Форум демократических сил считает, что, создав ДВК, правительство просто-напросто хочет искоренить демократию в Казахстане. Коммунисты-“аполимовцы” не мудрствуя лукаво обозвали участников “Демократического выбора” лжедемократами и буржуями. Их лидер Арсентий Аполимов предложил президенту объединиться с социал-демократами, заменив Токаева на Серикболсына Абдильдина.


Ерлан Карин в последнем сюжете сказал, что, по его мнению, Казахстан упустил шанс стать демократическим государством. Важное решение вовремя принято не было, так что ожидаемого эффекта от речи Назарбаева 16 декабря в годовщину независимости ожидать не стоит.


Передачу ведущий завершил политическими прогнозами. По мнению некоторых аналитиков, ДВК в конце концов исчезнет, а на участников движения устроят гонения. Есть и другой вариант развития событий: выгнав с занимаемых должностей членов ДВК, президент вновь вернет их во власть, но уже в другие кабинеты. По какому бы пути не начали развиваться события, нас ждет еще много интересного. “31 канал – САЯСАТ”


Выборы президента не за горами


Очередной выпуск казахской информационно-аналитической программы “Саясат” был посвящен политическим процессам последних дней. Ведущий Иманбай Жубаев, отметил, что всплеск активности чиновников и бизнесменов произошел как раз за месяц до празднования юбилея независимости республики. Никто не ожидал, что “раскольники” появятся из недр правительства. Последовавшая за этим жесткая реакция премьер-министра всколыхнула всех.


Бывший посол и министр Балташ Турсумбаев, приглашенный в качестве эксперта, сказал, что полностью согласен с тезисами “Демократического выбора Казахстана”. Он считает, что молодые джигиты созрели для политики, а необходимость политических реформ очевидна. Обращение премьера Балташ Турсумбаев оценил как свертывание демократии. Но все-таки у него есть некоторые сомнения, доведут ли до конца обещанное дело “демвыборовцы”, поэтому он не готов пока вступить в их ряды.


Один из лидеров “демвыбора”, Галымжан Жакиянов, сообщил, что сейчас идет строительство движения. Они собираются действовать в рамках законов и Конституции республики. Двери открыты для всех, сказал он. Также бывший аким обронил фразу: “Если мы в команде президента, зачем нас уволили? Нас там нет”.


Политолог Ерлан Карин считает создание движения “Демократический выбор Казахстана” закономерным явлением. За 10 лет образовалась бизнес-элита, и сейчас ее интересы пришли в противоречие с бюрократией. Но все же ему кажется, что это игра, хорошо спланированная, нацеленная на будущие президентские выборы. Нынешняя шумиха – это попытка затуманить, скрыть основную цель. Возможно, за всеми событиями последних дней стоит третья сила, которая хочет ослабить две противоборствующие финансовые группировки. Власти и, в частности, президент стали решать проблему старыми методами, полагает политолог, что свидетельствует об их слабости. Электоральная база нового движения все-таки будет мала, а казахи могут и не поддержать движение в связи с тем, что основной костяк инициативной группы все-таки “шала казахи”. Борьба бизнес-элиты, в которую оказались втянуты и СМИ, и МВД, и КНБ, и другие государственные органы, понижает доверие народа к властным структурам. В такой ситуации президент теряет роль надэлитного лидера, он вмешивается в тяжбу, так как тут замешаны его родственники. В общем, по мнению Карина, отсутствие одного лидера среди “демвыборовцев” — свидетельство того, что за ними стоят силы, которые подталкивают их, и идет подготовка к президентским выборам.