“Канцлеры” независимого Казахстана

“Какие люди были, блин! Какие темы были, что ты!..”

Сергей Александрович ТЕРЕЩЕНКО


Уроженец далекого российского Приморского края с младых лет связал свою интересную и увлекательную судьбу с бескрайним Казахстаном. После непродолжительной работы главным инженером совхоза имени Валерьяна Куйбышева в Чимкентской области стремительно пролетел почти все ступени крутой комсомольско-партийно-советской лестницы – от первого секретаря райкома ЛКСМ до первого секретаря обкома КП Казахстана и председателя областного Совета народных депутатов.


В 1990 г. ровно 23 дня являлся заместителем президента КазССР Н.Назарбаева.


С октября 1991 г. три года возглавлял казахстанское правительство – первый премьер-министр суверенного государства. С ролью “кризисного менеджера” не справился – темпы гиперинфляции при нем составляли сотни процентов. Но умел при этом доходчиво объяснять населению, почему катастрофически обесцениваются его зарплата и сбережения. И стал даже учить для этого казахский язык. Это при нем ввели в оборот национальную валюту – тенге, которая за год подешевела в десять раз. Преемник Терещенко впоследствии уверял народ, что Александрыч оставил ему в наследство государственный долг в 4 миллиарда долларов США.


После отставки г-н Терещенко возглавляет международный фонд “Интеграция” и активно участвует в крупных политических кампаниях. Руководил общественным штабом в поддержку кандидата в президенты РК в 1998 г., создавал партию “Отан” и стоит у ее руля по сей день. Работа эта становится все более утомительной и нервной – из “партии власти” перманентно пытаются убежать в конкурирующие фирмы ее знаковые фигуры, как, скажем, Булат Абилов, Татьяна Квятковская, Серик Конакбаев.


Акежан Магжанович КАЖЕГЕЛЬДИН


Бетонщик по первой профессии, агент наружного наблюдения в системе советской госбезопасности и “международный брокер” был обнаружен в дырявой фуфайке Н.Назарбаевым, по словам самого президента, на богом забытом семипалатинском руднике Кара-Жыра и водружен в кресло первого заместителя руководителя правительства.


В 1994 г. сменил С.Терещенко на посту премьер-министра. За три года, что находился во главе Кабинета министров, сумел быстро и задешево распродать иностранцам целые отрасли народного хозяйства, максимально сократить число школ, больниц, клубов, библиотек и быть удостоенным чести именоваться кавалером ордена “Парасат”.


Непомерные амбиции подвигли АМК на соискание поста президента РК в 1998 г. Но после массированной кампании против него в официальных СМИ и якобы обстрела его персоны неизвестными лицами из стрелкового оружия во время верховой прогулки под Алматы покинул пределы Казахстана.


В настоящее время проживает в разных городах западнее гринвичского меридиана, откуда и руководит созданной им оппозиционной Республиканской народной партией.


Обвинялся в коррупции, взяточничестве, злоупотреблении служебным положением и отмывании денег, нажитых незаконным путем. За что летом нынешнего года на заочном суде в Астане был приговорен к десяти годам лишения свободы с конфискацией неправедно нажитого имущества.


Некоторые же ключевые свидетели на этом процессе три недели назад заявили о своей оппозиции нынешнему правительству и создали движение “Демократический выбор Казахстана”.


Нурлан Утебович БАЛГИМБАЕВ


Потомственный нефтяник, начавший трудовую биографию помощником моториста бурильной установки и выросший до заместителя начальника главного управления Миннефтегаза СССР, в 1997 г. пересел из спокойного кресла президента Национальной нефтегазовой компании “Казахойл” на горячий стул премьер-министра Республики Казахстан.


За два года, проведенные им в этой должности, член Национального совета по устойчивому развитию Казахстана запомнился нашему терпеливому народу памятным обрушением национальной валюты в апреле 1999 г. и резкими обвинениями в протекционизме западным нефтяным корпорациям.


Слушатель Массачусетского университета в Бостоне и консультант гигантской компании “Chevron” в американском Сан-Ратоне до сих пор не может избавиться от дружеского прозвища Человек “Шеврона”. Часто припоминают ему и перекачку нефти по демпинговым ценам на симпатичный для Утебыча Херсонский нефтеперерабатывающий завод.


Но тем не менее, уступив должность руководителя правительства К.Токаеву, Нурлан Утебович с орденом “Барыс” 2-й степени вернулся снова в обжитое кресло президента “Казахойла”.


Касымжомарт Кемелевич ТОКАЕВ


Карьерный дипломат, выпускник престижных и легендарных советских МГИМО и Дипломатической академии МИД СССР, вступил в должность последнего за десятилетие казахстанской независимости премьер-министра в октябре 1999 года.


До этого он семнадцать лет находился на дипломатической службе в Министерстве иностранных дел бывшего Союза и пять лет возглавлял внешнеполитическое ведомство Казахстана.


Его назначение руководителем Кабинета министров официально связывалось с большим дипломатическим опытом Касымжомарта Кемелевича, вследствие чего в страну должны были притечь существенные иностранные инвестиции. По иронии исторической судьбы, именно при нем вложения отечественных предпринимателей в казахстанскую экономику превзошли вклады зарубежного капитала.


Как и его предшественник, осуждался общественным мнением за лоббирование интересов иностранных бизнесменов. Длительное время в ряде СМИ звучала критика по т.н. “сотому” постановлению правительства, предоставлявшего значительные льготы и преимущества американской компании “Аксесс Индастриз”. Анекдотом летнего политсезона-2001 стало его заявление о торговле черновиками готовящихся правительственных документов подведомственными ему чиновниками.


Г-н Токаев приобрел большую популярность в минувшем ноябре, заклеймив в спецвыступлении по национальному телевидению нескольких членов правительства как непрофессионалов и политических интриганов.


В анекдоте советских времен некий мальчик, уже знающий, что Ленин-хороший, а Сталин-плохой, спрашивает у отца: “А Брежнев – хороший?” Мудрый родитель отвечает: “Подожди, вот умрет – тогда и узнаем”. Истинный масштаб исторических свершений нынешнего главы Кабмина народ осознает, разумеется, только после его отставки, которую некоторые наблюдатели предвещают сразу же после празднования юбилея независимости.