Казахстан – атомная держава


Касабеков Аскар Серикбаевич. 39 лет. Родился и вырос в г.Алматы. Окончил Казахский Государственный университет по специальности физика. С 1999 года работает в ЗАО НАК «Казатомпром», в октябре 2001 года назначен Президентом ЗАО НАК «Казатомпром». Является членом Совета директоров ЗАО НАК «Казатомпром».

— Аскар Серикбаевич, в последнее время в обществе возник определенный интерес к атомной отрасли. Но мало кто представляет себе, в чем же заключается деятельность “Казатомпрома”?


— Если сказать точно, то “Казатомпром” — это национальный оператор по экспорту и импорту урана и его соединений, ядерного топлива для атомных электростанций, специального оборудования, технологий и материалов двойного применения. Если же сказать проще, то “Казатомпром” — это система организаций, каждая из которых отвечает за свой фронт работы. В эту систему входят: ОАО “Волковгеология”, занимающееся геологоразведкой; рудоуправления – Шестое, Степное и Центральное, специализирующиеся на добыче урана, и ОАО “Ульбинский металлургический завод”, производящий урановую, бериллиевую, тантал-ниобиевую и другие продукции. На сегодня мы — восьмая уранодобывающая компания в мире. Самое интересное, что информацию о деятельности нашей компании можно найти скорее в зарубежной прессе, чем в казахстанской.


А с чем это связано по вашему мнению?


-Дело в том, что в промышленных странах развитию атомной энергетики уделяется большое внимание. Допустим, во Франции 80% электроэнергии вырабатывается на АЭС. В США атомная энергетика, по заявлению администрации Буша, должна стать одним из краеугольных камней новой национальной энергетической стратегии. “Казатомпром” работает в одном из звеньев ядерно-топливного цикла атомной промышленности, кроме того, в Казахстане сосредоточено 19% мировых достоверно разведанных запасов урана, поэтому неудивительна заинтересованность Запада.


Значит ли это, что Казахстан может привлечь большое количество инвестиций в уранодобывающую отрасль?


-Смотря с какой целью эти инвестиции привлекаются. Если это необходимо для восстановления отрасли, то в таких инвестициях “Казатомпром” не нуждается. Сейчас объясню почему. В конце 80-х годов нашу отрасль поразил кризис, который был результатом двух факторов: политики разоружения и пересмотра планов строительства новых реакторов в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Кризис еще более усилился после распада Союза, приведшего к разрыву производственных связей и потере традиционных рынков сбыта. Казахстан оказался перед лицом конкуренции с Россией, начавшей распродажу конверсионного урана из своих крупнейших в мире военных запасов. Из-за превышения предложения над спросом цена на уран резко упала. Чтобы предотвратить падение цены, Казахстан в числе других стран СНГ подвергся антидемпинговым санкциям со стороны США и Европейского Союза. Они ограничивали продажу урана, что еще больше сужало рынок сбыта, поделенный между крупнейшими мировыми поставщиками урана. Как оказалось, в наследство Казахстану досталось большое число неконкурентноспособных урановых предприятий по добыче. Ведь в советские времена жили с единым лозунгом: “Все для страны!”, а на рентабельность производства мало кто обращал внимания. В результате к 1996-1997 годам добыча урана была прекращена в трех из четырех уранодобывающих провинциях республики. В тяжелом состоянии находился и Ульбинский металлургический завод: изношенное оборудование, потерянные заказы, остановленные цеха.


Вот что мы застали, когда пришли в НАК “Казатомпром” в 1997 году. Для восстановления производства необходимы были средства, которые мы нашли внутри компании — сократили издержки, восстановили и расширили рынки сбыта, а также внедрили новые технологии. Поэтому, говоря о ненадобности отрасли в инвестициях, я говорю о том, что на сегодня уранодобывающая отрасль Казахстана самостоятельно вышла из кризиса, она становится рентабельной и планомерно развивается.


Хотя, если понимать под инвестициями работу иностранных компаний на наших месторождениях, то их привлечение связано с другими причинами. Как я говорил раньше, урановый рынок поделен между мировыми компаниями и туда не очень-то хотят пускать новичков. Для того, чтобы проникнуть на этот рынок, нам необходимо было партнерство с такими ведущими компаниями, как французская “Кожема” и канадская “Комеко”. “Казатомпром” совместно с этими компаниями создал предприятия: казахстанско-французское “Катко” и казахстанско-канадское “Инкай”. Сейчас они ведут опытно-полевые работы, по результатам которых будут вести промышленную добычу урана способом подземно-скважинного выщелачивания.


-Вот вы говорили о том, что Казахстан на урановом рынке старается действовать самостоятельно. А каков в этом смысле портрет Казахстана на мировом рынке сегодня?


-Первое — это снятие антидемпинговых мер и квот на продажу урана в США и Европу. Все ограничения на мировую торговлю ураном казахстанского происхождения перестали существовать. Причем из всех стран СНГ нам первым удалось снять эти ограничения.


В 1999 году НАК “Казатомпром” остановила падение производства, а в 2000 году стабилизировала свою работу. С целью замены старых и обедненных месторождений в октябре этого года компания открыла новые рудники подземного выщелачивания Южный Кармурун и Южный Моинкум, а также ввела в эксплуатацию установку ПВ на месторождении Акдала. Важное значение для атомной промышленности Казахстана имеет производственная деятельность Ульбинского металлургического завода. Благодаря ему “Казатомпром” превращается из чисто сырьевого предприятия в компанию с большой долей высокотехнологичного производства. После аварии на Чернобыльской АЭС в атомной энергетике возрос спрос на топливо для реакторов нового поколения с повышенным уровнем безопасности и топливных таблеток с выгорающими поглотителями. Нашими специалистами в кратчайшие сроки было освоено производство таких таблеток. Под большим вопросом стояла судьба бериллиевого цеха. Основная проблема бериллиевого производства заключалась в отсутствии сбыта. Сейчас эта проблема полностью решена. Заключены долгосрочные контракты с американской “Браш Веллман” и японской “Марубени”. В настоящее время бериллиевый завод УМЗ является вторым в мире по выпуску качественной бериллиевой продукции.


В конце 1999 года НАК “Казатомпром” удалось запустить танталовое производство. И сейчас производственные мощности фактически полностью загружены.


Вы, несколько раз упомянули определение подземное выщелачивание…


-Это такой способ добычи урана. Метод скважинно-подземного выщелачивания заключается в следующем. В скважину заливается специальный раствор, который выщелачивает уран из подземных радиоактивных вод. А из другой скважины добытый уран выкачивается. Этот метод экологически чистый, поскольку не образуются отвалы, вся добыча происходит под землей без участия людей. Удивительно, хотя я и физик по образованию, но я не знал о таком способе добычи. У меня сложилось стереотипное мнение, что уран добывается в подземных шахтах подневольными зэками. Пока я сам воочию не убедился, что за людей всю работу делает автоматика. Кроме того, этот способ наиболее экономически выгоден. Уникальные природные условия Казахстана позволяют извлекать уран методом подземного выщелачивания, но при этом нашим специалистам приходится работать в тяжелых климатических условиях в зоне пустынь и полупустынь. Поэтому мы стремимся поддержать инфрастуктуру южных регионов Казахстана. Успешное развитие основных видов деятельности Компании позволит в этом году направить 582,3 млн тенге на поддержку объектов социально-культурного назначения. В южных областях Казахстана НАК “Казатомпром” планирует израсходовать по этой статье 82,9 млн тенге. В том числе детским дошкольным учреждениям будет выделено 13,6 млн, школам – 7,0 илн, медико-санитарным учреждениям – 11,2 млн тенге. В соответствии с соглашением, заключенным с акимом Южно-Казахстанской области, НАК “Казатомпром” завершит капитальный ремонт участка автомобильной дороги от поселка Таукент до поселка Жуан-Тобе.


Каковы перспективы развития НАК “Казатомпром” в дальнейшем?


-На настоящем этапе основная задача заключается в увеличении объемов продаж за счет освоения новых видов продукции, повышения ее качества и укрепления репутации компании как надежного поставщика на мировых рынках. Соответствующая инвестиционная политика направлена на восстановление и расширение производственных мощностей, сокращение издержек и освоение новых технологий. В производстве природного урана приоритеты развития заключаются в снижении себестоимости при постепенном наращивании объемов производства, расширении географии экспорта урана, развитии совместных предприятий “Катко” и “Инкай” и создании нового совместного с Минатомом Российской Федерации предприятия “Заречное”. В производстве услуг ядерно-топливного цикла наиболее приоритетным будет усиление интеграции с Минатомом Российской Федерации, сохранение заказа на производство топлива для российских атомных электростанций, создание совместного российско-казахстанско-украинского предприятия по обеспечению топливом атомных реакторов Украины и выход на западные атомные реакторы путем расширения сотрудничества с американской компанией “Дженерал Электрик” и сертификации продукции для европейских и японских потребителей. В производстве бериллиевой продукции приоритеты заключаются в снижении себестоимости за счет внедрения новой технологии получения медно-бериллиевых лигатур методом карботермии, увеличении мощностей по производству гидроокиси бериллия, освоении производства проката бериллиевой бронзы как продукции более высокого технологического передела. В производстве танталовой продукции приоритетным направлением развития станет разработка и освоение технологии производства высокоемких порошков для конденсаторов новых поколений, завершение освоения технологии комплексной переработки сырья, позволяющей извлекать и перерабатывать в готовую продукцию сопутствующий танталу ниобий, поиск и разработка казахстанских источников сырья. В 2001 году по сравнению с 2000 годом НАК “Казатомпром” планирует увеличить производство урановой продукции на 33%, бериллиевой продукции — на 97% и танталовой продукции — на 149%. Общая сумма инвестиций в основные фонды превысит 6,8 млрд тенге. По программе импортозамещения в 2001 году закупки у отечественных товаропроизводителей увеличатся на 14,4%. В 2001 году количество рабочих мест на предприятиях НАК “Казатомпром” будет увеличено на 10,2%. В том числе на ОАО “Волковгеология” – на 1,6%, на ОАО “Ульбинский металлургический завод” – на 14,7%, на рудоуправлениях – на 5,1%. Общее число занятых возрастет до 10240 человек. По всем предприятиям компании рост средней заработной платы составит 5%. В результате роста объемов производства в 2001 году сумма налогов и обязательных платежей в бюджет по НАК “Казатомпром” вместе с дочерними предприятиями возрастет на 21% и составит 2 450 млн тенге.


В Казахстане НАК “Казатомпром” более известна по проекту, предложенному бывшим президентом М.Джакишевым, о коммерческом ввозе низкорадиоактивных отходов. Какова дальнейшая судьба этого проекта?


-НАК “Казатомпром” и дальше будет вести разъяснительную политику о целесообразности данного законопроекта. Допустим, на прошлой неделе мы участвовали в дискуссии с неправительственными организациями и партиями в Актау. Вблизи этого города предполагается создание могильника для радиоактивных отходов. Поразило, что в регионах глубже понимают эту проблему. Мы же как специалисты можем гарантировать безопасность ввоза и захоронения.


Беседовал Джандарбек Сулейменов