Предупрежден, значит вооружен!


Это – мой прощальный synoptikos. Журналистика плохо совмещается с политикой, и мне приходится делать добровольный выбор в пользу нашего безнадежного дела. Что же самое важное надо успеть сказать на страницах “Мегаполиса”?


Важно, конечно, кто сменит Токаева на посту премьера, и как долго новая “команда” из старых лиц сможет обойтись без бунтовщиков-“младодемократов”. Состоится ли сам “Демвыбор” – это тоже вопрос. Здесь перспективы варианты, но суть одна – монолит “ближнего круга” пошел трещинами, и их уже не замазать. Наоборот – трещины теперь будут множиться, проскакивая, порой, в самых неожиданных местах. Поскольку время пусть и медленно, но неумолимо приближает главный вопрос несменяемой власти – персональный.


Важно и то, когда будут следующие выборы, и чем они закончатся. И все же, это – не самое важное.


Важнее, для понимания наших совместных перспектив, — трезво взглянуть на суть нашего уже состоявшегося государства. А то, что государство состоялось – это уже факт. И из этого факта следует, что теперь уже не столько субъективные качества тех или иных персон у руля власти, как это пошло со времен перестройки, определяют вид того, что строилось, сколько объективная суть построенного государства определяет вид его так называемой “элиты”.


Что же это за суть?


Мы оказались в государстве, где власть и богатство – слитны. Именно власть сделала ее носителей, а также их родственников и “партнеров”, богатыми людьми. Богатых людей вне власти, либо вне “партнерских” отношений с властью, в Казахстане – нет! И, обратным ходом, именно личные состояния, интересы собственного или “партнерского” бизнеса определяют кадровый состав и политику власти. Это – главное определяющее качество нашего государства.


Другое определяющее качество – это тот вид властного бизнеса, который дает основные доходы “национальной элите”. А это не сельское хозяйство, не легкая промышленность, и не туризм, как в иных странах, это – экспорт сырья. И отсюда вытекают сразу несколько важных свойств:


Во-первых, чтобы выкачивать нефть, копать руду и выплавлять черновые металлы много рабсилы не требуется – львиную долю национального ВВП обеспечивают сейчас менее ста тысяч человек.


Во-вторых, это малоквалифицированный бизнес, на несколько технологических эпох отставший от того, что создает основные богатства и власть в современном мире.


В-третьих, вывоз сырья из всяких разных африканатов — это именно тот бизнес, который сам цивилизованный Запад по умолчанию признает нецивилизованным. Сотрудничать с коррумпированными режимами, иметь “закрытые” соглашения с правительством о невыплате налогов – такое нормально даже для солидного “Шеврона”. А что до иностранных “инвесторов” типа Александра Машкевича – для них оффшорно-сырьевой Казахстан просто Земля Обетованная!


Суммируем: мы имеем примерно 50 семейств, приватизировавших Казахстан от политических постов до банков, рудников и нефтевышек. Плюс примерно 5 тысяч человек – верхняя бизнес-обслуга этих хозяев страны, приставленная управлять их деньгами и предприятиями. Еще примерно 5 тысяч человек – административно-политическая обслуга, — министры, депутаты, акимы, менеджеры СМИ, фискальные и “силовые” начальники. И еще примерно 5 тысяч человек – иностранцы, руководители фирм, юридических, аудиторских и консалтинговых контор, спонсорских и “исследовательских” фондов, международных программ, а при них – еще тысяч десять местных высокооплачиваемых специалистов.


Вот эти 25 тысяч человек, плюс их родные – они действительно хорошо живут на доходы от нашей “рыночной экономики”. Еще примерно 250 тысяч человек относительно неплохо кормятся в инфраструктуре этого властно-сырьевого бизнеса, а примерно 500 тысяч привязаны к нему уже не столько зарплатой, сколько безвыходностью. Всего же максимальное количество рабочих мест, которое способна обеспечить такая система – это (см. отчеты ИПФ) менее четырех с половиной миллионов. Остальному населению просто нет места в штатах ЗАО “Государство Казахстан”.


Устойчиво ли такая бизнес-государственная система? Да, — с точки зрения отсутствия внутри нее организованного противодействия правящему классу. Поскольку никаких других классов, или хотя бы социальных прослоек, имеющих возможность выражать свой интерес, в Казахстане сейчас нет.


Что же это за класс правит Казахстаном? Это сплав: национальная бюрократия, она же – национальная буржуазия, она же – компрадорская буржуазия. В так называемой “элите” этого класса — менее ноля целых, двух десятых процента населения Казахстана, а общая численность всех, кто надежно “впаян” в этот классовый интерес, и будет защищать его до последнего, – менее двух процентов.


Для остальных это государство – не свое. В том смысле, что не гарантирует ни защиту их бизнеса, ни гражданских, ни социальных прав. В лучшем случае оно дает возможность как-то кормится от хозяйского стола, в худшем – жить с мечтой когда-нибудь куда-нибудь уехать. Такое население не слишком мешает хозяевам страны пользоваться ее богатствами, но и рассчитывать на его участие в развитии экономического потенциала, или, скажем, в защите суверенитета, – не приходится.


Откуда же, если ни от собственного народа, исходит главная опасность для стабильности такого государства? Да от него самого же и исходит!


В долгосрочном плане – это опасность так и остаться азиатским протекторатом – страной сплошь вороватых чиновников и криминальных бизнесменов, вечным экспортером дешевого сырья, талантливых артистов и красивых девочек. Причем такая “стабильность” будет отнюдь не вечной: суверенитет как пришел со стороны, так и уйдет. В истории не так мало случаев, когда национальные окраины получали государственность по факту крушения империй, но так быстро, — всего за десять лет, успеть отдать в чужие руки ключевые природные ресурсы и промышленные мощности – это, возможно, национальный рекорд всех времен и народов. История же такого не прощает…


Но и к такой “устойчивой” перспективе мы не успеваем, — слишком быстро все уже сейчас “расползается”. Именно “элита”, сильно нервничая от неуверенности в будущем, и от того все сильнее пихая локтями собратьев по классу, раскалывает себя и подводит страну к дестабилизации.


Вот что важно, наконец, осознать…