“Открытый процесс, или закрытый абсцесс?”

Астана

05 июля 2002 года, 14:00

Высказывания в прессе насчет “открытости” процесса над М.Аблязовым иначе, как потешными, не назовешь. Имеется лишь один критерий, по которому можно и должно оценивать открытость того или иного процесса: насколько осведомлен о ходе этого процесса, народ. Вместо этого “потешная” пресса пытается запудрить мозги статистическими выкладками, забывая расхожую аксиому: есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика.

Опросы, проведенные в Астане, показали, что даже в столичном городе, где аккредитовано большое количество СМИ, многие из которых присутствуют на процессе, информация о нем крайне скудна – хотя писать и говорить есть о чем. Люди на улицах не знают о проходящем в их городе процессе, о разгоне так называемого (полицией и судом) митинга (не мешало бы судьям освежить в памяти смысл понятий “митинг”, “демонстрация”, “пикет”). Городские газеты Астаны самозабвенно вещают “вести с полей”, вогнав голову в песок по самые страусиные…

Вот и получается, что большинство из “допущенных” СМИ присутствуют там номинально, “для мебели”, чтобы занимать энное количество мест в зале, сокращая тем самым возможность попасть туда желающим.

Тезис “народ не знает, потому что знать не желает” — не извольте беспокоиться и двигать попусту воздух – это мы уже не раз проходили. Не так давно те же, кто сейчас “у руля”, упаковывая нежно-зеленый миллиардик в заграничные банки, решили, в нарушение действующего на тот момент законодательства РК, что Парламент РК “не готов” к рассмотрению вопроса на тему “куда деть миллиард”. В результате миллиард оказался за бугром, Парламент – в дураках, а личности, преступившие закон, уверились в своей безнаказанности. Позже этот тезис использовался совсем недавно, когда власть решила, что народ “не готов” выбирать себе акимов. В результате на местах правят те, кто прислуживает власти, но не служит народу.

Между тем, каждый “судный день” – сенсация, состоящая в том, что обвинение “хочет, но не может”. Еще ни один из свидетелей, даже из вызванных на процесс обвинением, не сообщил суду ничего, подтверждающего вину Мухтара Аблязова. Наоборот – с каждым новым свидетелем становится ясно, что у обвинения ничего, кроме задания, ответственности перед кем то неведомым, и поддержки суда, отклоняющего все ходатайства защиты, нет. Становится ясным и то, почему запрещена видеосъемка и аудиозапись процесса: если бы все то, что происходит в суде, транслировалось бы по TV, то даже чемпионат мира по футболу во многих домах был бы не востребован.

Но события происходят не только в стенах Верховного Суда. Жизнь кипит и снаружи, бурля полицейскими погонами и омоновскими дубинками. И “повар” у этого большого “варева” один. Судите сами:

° 2 июля – попытка закрыть на полицейскую стоянку автомобиль, обслуживающий семью Мухтара Аблязова в Астане. Попытка не удалась – никаких документов, аргументирующих это требование дорожной полиции, не обнаружилось – только “ориентировка” и “указание”. Конечно же, эти пустяки полицейских, заточенных на выполнение указания любой ценой (закон в этих случаях “отдыхает”), это бы не остановило – ОМОН, наручники, неповиновение, суд… Но вот внимание прессы, адвокатов и депутатов все же позволило автомобилю выбраться из полицейской ловушки.

° 3 июля – у водителя злополучного автомобиля все же изымают документы (прямое нарушение закона) и предлагают обмен: документы на госномера машины. Не мытьем, так катаньем…

° 3 июля — по непроверенной информации, газета “Время” получила анонимное, но авторитетное предупреждение о недопустимости дальнейшего освещения судебного процесса по делу М.Аблязова. Материал, уже подготовленный в печать, был снят. Проверить эту информацию можно лишь временем и “Временем”…

° 4 июля — автомобиль ставят в гараж, для обслуживания родителей Мухтара Аблязова нанимают другую машину.

° 4 июля – приговор по делу Ирины Петрушевой, руководителя предприятия, осуществляющего выпуск газеты “Республика” (незаконное предпринимательство) – 1,5 года лишения свободы (!), с конфискацией имущества.

° 4 июля – в газете “Время” по процессу – ничего, кроме заметки о предстоящем продолжении тяжбы М.Аблязова с газетой “Известия”…

° в ночь с 4 на 5 июля — с вновь нанятой машины кто-то (пожизненно неизвестный, судя по Алмате) варварски, с корнем, чуть ли не с бампером, сдирает госномера.

° 5 июля – нанят еще один автомобиль – для тех же целей.

° 5 июля – традиционно неизвестный в штатском и в усах, осуществляющий пропуск в зал заседания, прибавил к открытости процесса еще один штрих: его не устроило, что список из восьми человек (квота, установленная судом для общественности на процессе (!), оставаясь неизменным количественно, меняется в части фамилий (?!). Так что мы имеем – ограничения по вместимости зала или что то иное? Вопрос риторический – с судом все и так ясно.

° 5 июля – корреспондент газеты “Время” на продолжении судебного процесса не замечена…

Процесс открытый. Только вот что называть процессом…

Пресс-служба РОО “Демократический выбор Казахстана”,
тел. для контактов (3272) 632818, 8 300 522 0623
e-mail
vikoz@nursat.kz, Владимир Козлов