Имматрикуляция Нурболата Масанова. Часть четвертая (окончание)

“Круг замкнулся. В истеблишменте наконец-то окончательную победу одержали “антидекабристы”. Подлинный казахский национализм разгромлен и загнан в угол. Ему придется склонить голову перед тоталитарным псевдонационализмом”

Часть четвертая (окончание)

Окончание, начало см. Часть1 и Часть 2 и Часть 3.

Но до тех пор, пока О.Сулейменов продолжал оставаться в Казахстане и проявлять себя в качестве одной из самых знаковых политических фигур страны, все другие раздражители властей и лелеемого ими национал-патриотизма могли чувствовать себя относительно спокойно. В 1995 году он уехал в Италию, и роль самого “злостного антиказаха” перешла Н.Масанову. В отличие от автора “АЗиЯ”, Н.Масанов никогда не пытался подыгрывать ложно патриотическо-национальным чувствам своих сородичей. Его оценки перспектив самоутверждения казахского общества были всегда критически-жесткими. Но до тех пор, пока сохранялись в Казахстане достаточно значительные общественные силы и СМИ (в лице русскоязычной общины и прессы), не во всем следующие воле властей, он имел поддержку и трибуну.

Трудные для него времена наступили тогда, когда власти, покончив с массовой приватизацией, свели к минимуму способность русскоязычной общины к социальному сопротивлению и взяли под свой контроль все значительные русскоязычные информационные структуры. Они начались в 1997-98 гг.

Теперь русскоязычное население (выражением социально-экономических возможностей которого и была материальная и общественно-политическая структура страны на момент приобретения государственной независимости) самоустранилось от реализуемых здесь масштабных акций, сделав следующий вывод: все, что будет происходить отныне, является делом самих казахов и их руководителей, и они же должны быть в ответе за последствия. За считанные годы страну покинули порядка трех миллионов европейцев — наиболее активных и дееспособных. И это при том, что никаких межнациональных конфликтов за данный промежуток времени вроде бы и не было. Оставшиеся же (кроме тех, кто благополучно приспособился к нынешним весьма специфическим условиям и извлекает из них очень даже неплохую выгоду) в лучшем случае занимают выжидательную позицию, в худшем — просто копят средства и ждут подходящего случая выехать за пределы Казахстана.

Сами же казахи в массе своей стали заложниками национально-государственной власти в действии. Жаловаться вроде как не с руки: все начальники — свои, казахи, некоторые — даже сородичи или тем более родственники. Не жаловаться — так нет более сил сносить все ухудшающуюся жизнь. Аульные казахи, составляющие большинство коренного населения страны, уже давно и прочно лишились всех достижений цивилизации, как-то: свет, газ, водопровод, коммуникации, социальные гарантии, медицинское обслуживание и т.д., и т.п. Сейчас они выключены из оборота общественной жизни Казахстана и как бы пребывают вне времени и вне реальности начала XXI века. Их не забыли. Но о том, что они, уже будучи приученными ко всем достижениям современной человеческой цивилизации, оказались отброшены далеко назад, в каменный век, и теперь пребывают в беспросветном состоянии, не принято вспоминать.

В таких условиях идеологи властей, озабоченные отводом от себя накопившегося колоссального недовольства традиционного казахского общества и поисками альтернативного уехавшему русскому большинству “пугала” для него, в качестве нового потенциального противника “казахской мечты” обозначили городское русскоязычное население, а в качестве конкретных врагов всех тех, кто вслух выражает сомнение в реальности этой самой “мечты”. Псевдопатриотическая косность и мракобесие, поддержанная властями как главная движущая сила такого курса, за прошедшие годы приняли форму тоталитаризма для общества. Достаточно высказанного вслух несогласия или сомнения в отношении какой-нибудь установки в духе “казахской мечты”, и человек со всех трибун, газет, радио- и телеканалов объявляется “национал-предателем”. Самое удивительное: такой тоталитарный экстремизм в отношении официальных казахских верхов не имеет никакой силы. Власти предержащие вывели себя за пределы его действия. Потому что куда более оголтелые, по применяемым казахскими СМИ и активистами поиска антиказахских “ведьм” меркам, “антиказахи” засели именно в самой власти и около нее. По норме вещей Н.Масанову, О.Сулейменову и иже с ним далеко в “антиказахскости” до них. Но у экстремистов от так называемого казахского патриотизма руки коротки, чтобы достать их. Более того, им моментально голову оторвут, если они только посмеют как-то упомянуть кого-нибудь из административных бонз, демонстрирующих откровенное презрение ко всему казахскому. По сравнению с этими последними и Н.Масанов, и О.Сулейменов все же традиционные казахи с нормальными казахскими инстинктами, что по-казахски называется “каны бар”. Но самый издевательский момент – это то, что такие бонзы руководят государственными акциями, направленными против антиказахов и выносят в отношении последних карательные решения.

Другими словами, власти натравливают казахскую общественность на рядовых субъектов таких деяний, которые они в собственном исполнении никаким грехом не считают. В финансируемых и контролируемых властями предержащими казахских и (уже также) русских СМИ они организовывают оголтелую травлю заподозренных в “антиказахскости” обычных граждан, тогда как сами в такой же самой “антиказахскости” дадут им 100 очков вперед. В третировании Н.Масанова, О.Сулейменова и им подобных в качестве “национал-предателей” самое омерзительное – это самое торжество самодовольного двурушничества власть имущих, уверовавших в то, что они вправе вытворять с простыми людьми что угодно, их заигрывание с самыми темными и низменными инстинктами. Ведь каких только национализмов не развелось в определенных кругах казахского общества, когда всем стало ясно, на кого власти объявили теперь отстрел: номенклатурный национализм (с претензией на благообразность и наукообразность), номадно-трайбалистский национализм (это, когда люди под флагом казахского патриотизма с удовольствием грохают представителей соперничающих с ними родовых и жузовых кланов), индивидуалистский частнопредпринимательский национализм (то есть такой, когда отдельный человек любого своего противника объявляет “врагом казахского народа”) и т.д., и т.п. Война-то объявлена тем лицам, которые после минимизации “русского протестного фактора” остаются интеллектуально и практически наиболее дееспособными силами общества. Речь идет, конечно, об образованном слое городских и просто урбанизированных казахов. Умных людей, бывает, из зависти недолюбливают интеллектуально менее одаренные или просто недалекие сородичи (соседи, коллеги). Вспомните супругу Ивана Васильевича Бунша из кинофильма, которая кричала изобретателю: “Интеллигент несчастный, выучили вас на свою голову!..”.

Так вот на 2-м этапе так называемых реформ (1997-2002 гг.), когда казахскоязычные общины крупных городов почувствовали себя обманутыми в надеждах на лучшую жизнь и пополнились огромным количеством экономических беженцев из аулов и выставлять виновниками их бед империю и инородное население уж не с руки, городские казахские европеизированные интеллигенты в качестве новых “стрелочников” властям подошли как нельзя лучше. И они теперь вынуждены принимать на себя всю накопившуюся за годы независимости ненависть казахскоязычной общины, которая по-прежнему морально тяготится своим маргинальным положением в сохраняющих свое русскоязычие городах.

В 1998 году Н.Масанов покинул КазГУ – этого оказалось мало. В 2000-м его долго третировали за приписываемое ему интервью. В 2001-м привлекли к суду. С тех пор он уже не высказывается по казахской общественной тематике. Его заставили замолчать. А потом случилось то, что предсказал еще в 1997 году один его коллега. Этот человек сказал на одной пресс-конференции, что он не вступает в публичную полемику с Н.Масановым, хотя и не разделяет его взглядов, потому, что считает так: пока он есть и ведет себя активно, у других казахских вольнодумцев будет сохраняться относительная свобода на выражение своего мнения. Я сожалею, что не могу назвать сейчас его имя. Не хочу подвергать его опасности травли, ибо уже наступили такие времена, опасность прихода которых он предсказывал. После нейтрализации Н.Масанова мы, все мыслящие казахи, станем жертвами тоталитарного примитивизма, гребущего всех под свою гребенку.

Да, Н.Масанов почти нейтрализован. Лучший казахский историк и обществовед сейчас отмалчивается. Главный кумир казахских “декабристов”, автор “АЗиЯ” О.Сулейменов поехал из Рима в Париж, доживать свой век на совершенно ничего не значащем посту представителя в ЮНЕСКО. Это – политическая ссылка. Лучший казахский публицист (лауреат премии “Литературной газеты” за 1986 год) Р.Жангужин, все свои силы тративший на популяризацию казахской литературы за пределами страны и, в хорошем смысле слова, являющийся настоящим казахским националистом (в свое время выступал с осуждением Н.Масанова), стал жертвой расправы элиты казахскоязычия и, спасаясь, был вынужден переселиться в Киев в 1996 году. С тех пор не появляется в Казахстане. Тоталитарный примитивизм все больше и больше набирает силу и требует все больше и больше новых жертв. Он уже пошел слепо крушить всех налево-направо. В июле его представители на страницах газеты “Туркестан” устроили фактически акт “гражданской казни” над лучшим казахскоязычным юристом страны, 72-летним член-кором АН Казахстана Г.Сапаргалиевым, за то, что выразил сомнение в возможности немедленного перевода всего юридического дела на казахскоязычную основу. Редакция устроила ему оголтелую выволочку с применением писем читателей. Экстремисты никакой профессиональной специализации и квалификации не признают. Ответ у них для всех, за исключением властей и их окружения, один: сомневаешься в чем-то казахском – ты враг! А власти, судя по всему, довольны их ретивостью. 31 июля на канале Еларна” с помощью телезрителей в прямом эфире был разгромлен и выставлен “казахским маргиналом” (формулировка ведущего передачи) присутствовавший тут же лучший казахский режиссер и автор лучшего советского фильма за 1989 год С.Апырымов. Всюду серость и примитивизм, судят и предают анафеме всех, кто добился в этой жизни чего-то стоящего. Происходит такая акция под флагом борьбы с “национал-предателями”.

А между тем пошла на повышение посол РК в Израиле Б.Айтимова, снискавшая печальную славу “главной комсомольской разоблачительницы” казахского национализма. Ее перевели … в Италию, на место кумира “казахских декабристов” О.Сулейменова. Круг замкнулся. В истеблишменте наконец-то окончательную победу одержали “антидекабристы”. Подлинный казахский национализм разгромлен и загнан в угол. Ему придется склонить голову перед тоталитарным псевдонационализмом.