Сегодня вышли: “Литер-неделя”, “Капитал.kz”, “Тасжарган”, “Время” и “Свобода слова”.
Начнем не по традиции, с “Литера-недели”. В свежем номере, самый вездесущий казахстанский политолог Досым Сатпаев в своей колонке эксперта поддерживает почин отечественных депутатов Мажилиса Парламента, выразивших свое несогласие в связи с переносом эстонскими властями памятника Воину-освободителю. В частности Сатпаев пишет, что наших мажилисменов, которые не особенно-то ему нравятся своей бесхребетностью и безынициативностью, он поддерживает уже потому, что “кишки гитлеровской военной машине” выпускали два его деда, а это святое. В остальном же Досым набрасывается на эстонское руководство, называя его лилипутским в лилипутской стране, которое еще чего-то хочет. Мол, прибалты уже достали всех своими истериками по поводу советской оккупации. “Появляется такое ощущение, что, оказавшись на задворках Европейского союза, три карликовых прибалтийских государства имеют только единственный шанс обратить на себя внимание – постоянно играя роль жертв советского режима”.
Далее “Литер-неделя” посвящает целую полосу министру иностранных дел Марату Тажину, в сто пятый раз рекламировавшему Республику Казахстан в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. Тажиным, как и предполагалось, было много сказано про успехи Казахстана в поступательном движении к демократии и о том, что позволение Казахстану занять место председателя ОБСЕ еще более поднимет авторитет этой организации. “Литер-неделя”, как и предполагалось, все это прилежно записал и процитировал. Однако вызывающими наибольший интерес у компетентных читателей замечаниями министра являются:
“К сожалению, некоторые наши европейские партнеры по ОБСЕ не имеют детальной информации о деятельности этих структур (СВМДА, ШОС – авт.), которые достаточно эффективно решают вопросы сотрудничества и безопасности…
По мнению министра, было бы крайне полезным объединить усилия ОБСЕ, ШОС, СВМДА для решения актуальных проблем на всем евроазиатском пространстве…
В соответствии с рекомендациями, отметил министр, казахстанской стороной были подготовлены предложения по внесению поправок в избирательное законодательство. В частности, предлагается узаконить право представителям любой политической партии, не имеющей представителя в составе избирательных комиссий, назначать своих представителей с правом совещательного голоса в избирательные комиссии всех уровней и на любом этапе электорального периода. Планируется также изъять целый ряд норм, предусматривающих отказ или отмену регистрации кандидатов по различным причинам. Будет реализована рекомендация по введению бумажного подтверждения электронного голосования…”
И еще “Литер-неделя” публикует заметку из серии “Как Казахстан помогает странам победивших “цветных” революций”. Речь идет о Грузии, экономические связи с которой у Казахстана крепнут не по дням, а по часам. Как констатирует “Литер-неделя”, еще три года назад трудно было поверить, что когда-нибудь Аджария и ее столица – город Батуми – смогут составить достойную конкуренцию курортам Турции, Таиланда или ОАЭ. Однако изменения, которые произошли в регионе за такой короткий срок, дают все основания говорить об обратном. Как отмечает “Литер-неделя”, уже в конце мая этого года начнет работу международный аэропорт Батуми, который сможет принимать 500 тысяч пассажиров в год, включая гостей из Казахстана. А в следующем году в эксплуатацию будут сданы три новые гостиницы, а также начнется масштабный проект – реконструкция всех подземных коммуникаций Батуми. “Одну из ключевых ролей в этом деле сыграют казахстанские инвестиции, — говорится в “Литер-неделя”. – В Аджарии работают три финансовые группы из нашей республики. С их помощью в регионе будет построено 25 новых гостиниц, нефтеперерабатывающий завод в батумском торговом морском порту и другие значимые объекты”.
В итоге, газета “железнодорожников” сбивается на неприкрытую крамолу, обнадеживающе заявляя про страну, где восторжествовала “революция роз”, что-де можно предположить, что казахстанские инвестиции не заставят себя долго ждать. Ведь минимум бюрократических проволочек, низкий индекс коррупции, стремительно проводимые реформы делают эту республику весьма привлекательной для вложения капитала.
“Капитал.kz” принимает эстафету “Литера” по части пропаганды улучшения ситуации у грузин, также как и их коллеги, повествуя о любопытной тактике Казахстана – дружить с Россией, но помогать государствам расцветающей демократии.
Так, “Капитал.kz” углубляется в казахско-грузинские деловые отношения посредством рассказа о движении “Народного банка” в сторону лакомого банковского сектора Грузии.
“Третий по величине банк Казахстана заинтересовался банковской системой Грузии. С ее состоянием делегацию АО “Халык Банка” ознакомил 29 апреля президент Национального банка Грузии Роман Гоциридзе, — сказано в “Капитале.kz”. – На встрече было отмечено, что казахстанский банк привлекают два фактора. Первый – крупные инвестиции некоторых корпоративных клиентов “Халык Банка” в грузинскую экономику. В частности, в сферы энергетики и туризма. И это — хороший пример того, как одни инвестиции влекут за собой другие, и происходит интеграция бизнес-секторов разных стран. Второй фактор – темпы роста самой экономики Грузии, а именно грузинского банковского сектора”.
Поэтому, как говорится в деловом издании, “Халык Банк” планирует не только обслуживать своих корпоративных клиентов, имеющих в Грузии бизнес-интересы, но и предложить грузинским потребителям полный спектр банковских услуг. Но пока не афишируется, когда казахстанский банк намерен приступить к конкретной работе в Грузии. Неизвестно пока и то, в какой это будет происходить форме. “Капитал.kz” ссылается на то, что возможно, “Халык Банк” откроет в Тбилиси свой филиал, а может быть — приобретет долю в одном из действующих грузинских комбанков.
Помимо этого газета посвящает передовицу визиту Нурсултана Назарбаева в братский Кыргызстан, точно также акцентируя внимание на инвестиционной составляющей поездки первого лица, не забывая, однако поддать жару устами одного из лидеров кыргызской оппозиции Азимбека Бекназарова. Но вначале об экономике.
“Казахстан… испытывает нехватку электроэнергии в южных регионах, — пишет “Капитал.kz”. – Эту проблему, как он полагает, можно решить за счет проведения линии электропередачи из северных регионов. Но Астана решила остановиться на Камбаратинском проекте. Так дешевле, а, кроме того, с помощью капиталовложений Казахстан намерен поддержать экономику Кыргызстана. Г-н Назарбаев рассчитывает на поддержку в этом вопросе парламента горной республики, который уже несколько лет тормозит продвижение инвестиционных проектов с участием соседей”.
В издании также отмечается, что президенты Казахстана и Кыргызстана договорились создать Союз центральноазиатских государств. Курманбек Бакиев, поддержавший интеграционную инициативу Нурсултана Назарбаева, предложил не ждать, когда для вступления в объединение созреют остальные страны региона. Две братские республики, поясняется “Капиталом.kz”, договорились начать формирование альянса с организации Высшего межгосударственного совета, в который войдут главы обоих государств.
Далее еженедельник рассказывает о встрече казахстанского лидера с депутатами кыргызского парламента Жогорку Кенеша и о том, как на некоторых из них Нурсултан Абишевич произвел не самое лучшее впечатление. “Депутат Азимбек Бекназаров, пользующийся широкой известностью в Кыргызстане, к примеру, вообще выразил возмущение. Неудовольствие нардепа вызвал, якобы, “недопустимый тон превосходства”, с каким глава соседнего государства во время официальных переговоров с кыргызской стороной коснулся вопросов урегулирования пограничных споров и передачи Казахстану четырех пансионатов, расположенных на побережье Иссык-Куля. Кроме того, по мнению Азимбека Бекназарова, выступления казахстанского лидера носили характер “поучающей лекции”.
“Тасжарган” Ермурата Бапи печатает сегодня слух о том-де, что нынешний аким Алматы Имангали Тасмагамбетов якобы уполномочен заявить о своем уходе в оппозицию. Причем “Цветок, пробивающий камень” не слишком старается утрудить себя поиском более или менее правдоподобных причинно-следственных связей в предполагаемом карьерном повороте “продукта”, которого “Тасжарган” систематически допекает на своих страницах. Вместо этого издание “главного читателя” сообщает вначале о том, что такое событие, если оно произойдет, то обязательно будет иметь далеко идущие последствия для всей политической жизни Казахстана. Ну а затем приводятся слухи, которые читателям остается лишь принять на веру. Во-первых, якобы отказ Имангали Нургалиевича от якобы предложения Нурсултана Абишевича возглавить казахстанскую дипломатическую миссию в США. Дескать, “продукт” не согласился на вариант поработать в Америке, рассчитывая с поста градоначальника плодотворно окунуться в пучину отечественного бизнеса. А, во-вторых, “Тасжарган” откровенно уморив уровнем своей аналитики, напечатал, что бизнес ему спокойно вести не дадут “и теперь потихоньку расчищается площадка под объединенного лидера оппозиции”. Причем, ни много, ни мало, а “подтвердил стремление Тасмагамбетова возглавить оппозицию и его недавний твердый отказ поиграть в гольф с НАНом”.
Заканчивает “Тасжарган” подобного рода выводы информацией к сведению: дескать, хотел, было НАН принять куатовскую “баньку”, что в поселке Кара-Чингель под Алматы, а там возьми и случись пожар, так что пришлось спасать Нурсултана Абишевича от огня всеми силами ЧС. “Пожар еле-еле потушили, а самому близкому к 01 человеку – Наму В.В. почему-то удалось замять скандал. Интересно, почему?”.
Еще “Тасжарган” публикует целый фоторепортаж вместе с текстом заявления демократической общественности Казахстана, которая недавно побывала на “круглом столе” во французском Страсбурге, посвященном судьбе конституционной реформы в нашей республике. Судя по фото вместе с “главным читателем” газеты на форуме был и Акежан Кажегельдин, а также союзники по регистрационному несчастью Асылбек Кожахметов (“Алга”) и Ержан Досмухамедов (“Атамекен”).
Не оттого ли в сегодняшнем номере газеты “Время” Ермурат Бапи выдал настоящий ультиматум властям.
“Казахстанская оппозиция выступила с довольно резким политическим заявлением в адрес властей и направила его в международные организации, — говорит “Время”. – В числе подписантов был и независимый журналист Ермурат БАПИ.
— В заявлении вы, по сути, обратились к международным организациям с ультиматумом рассматривать повторную заявку правительства Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году только в том случае, если они зарегистрируют партии “Алга!” и “Атамекен”. Это можно рассматривать как шантаж… — спрашивается в газете.
— Этот ультиматум возник после того, как власть Казахстана стала выборочно регистрировать оппозиционные партии: кого хотела — того и регистрировала, — отвечает Ермурат Бапи. – Для Казахстана, стремящегося занять лидирующее положение не только в Центральной Азии, но и во всем мире, это неприемлемо. Если Казахстан хочет стать председателем ОБСЕ, пусть выполняет требования международных организаций по правам человека”.
Также сегодняшнее “Время” публикует интервью с председателем правления фонда “Казына” Кайратом Келимбетовым в ответ на интервью с главой фонда “Гражданское общество” Галымжаном Жакияновым.
“Свобода слова” подробно рассказывает о начавшемся на этой неделе в Медеуском районном суде Алматы судебном процессе по делу так называемых “налетчиков” на “Нурбанк”. На скамье подсудимых: экс-председатель правления банка Гилимов, бывший замначальника ДВД южной столицы полковник Самалихов и бывший командир СОБР ДВД майор Кадыргожаев. Вместе с ними по делу проходят еще в недавнем прошлом СОБРовцы – Мусапиров, Жумашев, Оспанкулов и Салипбеков. “СС” углубляется в перипетии разборок старшего зятя президента с людьми, относящихся к тасмагамбетовскому финансово-силовому лобби, в которых последние терпят сокрушительное поражение. Все ходатайства без исключения, которые адвоката обвиняемых “тасмагамбетовцев” выносят на рассмотрение суда, судьей Шамшиевым отклоняются или (более мягкая формулировка) оставляются открытыми до лучших времен. “Свободе слова” такое однобокое судилище в пользу Рахата Алиева не нравится и она с еще большей прытью цитирует адвокатов подсудимых.
“Адвокат (Ребенчук, защищающая интересы экс-СОБРовца Жумашева – авт.) также потребовала вызвать и допросить в суде всех, кто проходил по делу в качестве свидетелей. В частности, замначальника ДВД Ермака, бывшего собственника здания “Кен Дала”, а также Джумадиллаеву, Рахата Алиева и его сына Нурали, начальника департамента кредитования “Нурбанка”, следственную группу финполиции во главе с Курбатовым, Исаевым, главного редактора газеты “Караван”, главного редактора телеканала КТК, председателя правления АО “Казахтелерадио”, инженера ТОО Alarm System, руководителя регистраторской системы, обслуживающей банк, руководителя ТОО “Азия Гарант”, руководителя АО “Алма Тур”, а также ряд сотрудниц “Нурбанка”.
В конце концов, защитник подсудимого Гилимова, бывшего главы “Нурбанка”, Мурзин обратил внимание на то, что все заявленные ходатайства не должны оставаться открытыми непонятно до какого времени. В этой связи, как указывает “СС”, он потребовал объявить перерыв, чтобы написать заявление об отводе всему составу суда в виду того, что уже на начальном этапе прослеживается предвзятость.
Возвращается “СС” и к “интриге Ибрагимова”, то есть к подводным камням убийства Алтынбека Сарсенбаева и его соратников. В качестве информационного повода выступает недавняя встреча брата погибшего – Рысбека Сарсенбая с адвокатом приговоренного к смертной казни Рустама Ибрагимова – Нурланом Устимировым. Сарсенбай вещает “Свободе слова”, что он склонен не доверять Устимирову, ибо в предоставляемых им сведениях очень много путаницы и неточностей. После чего брат Алтынбека в очередной раз “сливает” гипотетическую подноготную этого дела, в которой находится место и Рахату Алиеву и Нуртаю Абыкаеву.
“Люди Рахата Алиева делают все, чтобы тень подозрений легла на Абыкаева, — молвит Рысбек Сарсенбай. – Но и без них хватает причин так думать. Ержан Утембаев – прямой подчиненный Утембаева, его соратник, можно сказать, любимец. И поэтому Утембаев без приказа или согласия своего шефа никогда не пошел бы на такое преступление…
…Алтеке в своих статьях рассказывал о звериных нравах астанинской правящей элиты. И когда грянуло известие об убийстве Алтеке и его товарищей, они, не стесняясь, стали использовать смерть моего брата, чтобы топить друг друга…”