Русские в Калифорнии. Первые хозяева Сакраменто

Общеизвестен факт владения русскими полуостровом Аляска, который в совокупности со всеми близлежащими островами назывался Русской Америкой. Менее осведомлен широкий круг читателей о пребывании россиян в Калифорнии, которая ныне является самым густонаселенным штатом США. Как и почему они оказались на далеком юге, миновав при этом такие огромные территории, как Британская Колумбия и Орегон, расположенные между Аляской и Калифорнией.

Как известно, русские мореходы достигли берегов Северной Америки еще во второй половине XVII века. Но официальным временем открытия Аляски считается 1741 год, когда Витус Беринг побывал здесь со своей экспедицией.

В то время, когда канадские трапперы в своем продвижении через континент добрались только до Большого Невольничьего озера, а американцы, зараженные духом свободы и патриотизма, выкликали лозунг “Уния или смерть!” (“Union or die!”), русские уже 3 десятилетия осваивали Аляску и близлежащие острова. В последующие годы события развивались поистине стремительно. Торговцы и промысловики из компании Гудзонова залива, руководству которой не давали покоя доходы русских от продажи пушнины, выбрались наконец-то к Аляске. Обеспокоенные активностью русских испанцы тоже стали засылать все дальше и дальше на север свои корабли. В 1774 году пустился в плавание с целью достичь 60-й северной широты Хуан Перес. Но сумел добраться только до 54-й. Испанцы спешили объявить своими все земли, до которых еще не добрались русские, чтобы тем самым приостановить их продвижение на юг.

Для координации действий в 1799 году на базе существовавших доселе нескольких торгово-промысловых была создана Российско-Американская компания, сыгравшая исключительную роль в развитии Русской Америки. Как же поддерживалась транспортная связь между метрополией и Аляской? Установить ее через огромные и не исследованные тогда еще просторы Сибири не представлялось возможным. Поэтому использовался флот. Корабли совершали регулярные плавания между Кронштадтом и Ситхой, где располагалась резиденция Главного правителя Русской Америки. Этот путь (через Атлантический и Тихий океаны) отнимал 8-9 месяцев. А население Аляски неуклонно росло. Снабжение отставало. Особенно трудно было с продовольствием. Попытки выращивать на Аляске зерновые, бобовые и другие культуры успеха не принесли из-за сурового климата полуострова. Эта неудача толкнула руководство Компании на поиски новых неисследованных земель.

С этой целью в 1805 году граф Рязанов достиг берегов Калифорнии. В результате появились гавань Румянцев на берегу залива Малая Бодега и форт Росс. Затем в окрестностях этих форпостов возникли фактории и ранчо, занимавшиеся земледелием и разведением скота. Форт при этом гарантировал безопасность и спокойствие.

Почему было решено обосноваться именно здесь, в Калифорнии, в нескольких десятках миль севернее Сан-Франциско? Ответ вытекает из ситуации, сложившейся к началу XIX века на западе Северной Америки или, как это сейчас принято выражаться в США, на Западном побережье. В Британской Колумбии, разместившейся между Аляской и Орегоном, уже хозяйничали англичане. Они не потерпели бы присутствия там форта соперников по промыслу пушнины. Что же касается Орегона (нынче на этой территории располагаются 2 штата – собственно Орегон и Вашингтон), то здесь в 1812 году обострился давний конфликт между английскими компаниями Гудзонова залива и Северо-Западной с одной стороны и американской Тихоокеанской пушной компанией – с другой. Его следствием явилась война между старым и юным еще хищником. США распространялись все дальше на запад и были готовы сцепиться с кем угодно за любую территорию западнее Миссисипи. Хотя и располагалось между Миссисипи и Орегоном огромное пространство, именуемое ныне Средним Западом и не занятое тогда еще никем. Ожесточенный спор завершился договором о совместном владении.

С Калифорнией же дело обстояло иначе. Туда американцы к тому времени еще не добрались. Английских фортов там тоже не водилось.

Формально Калифорния считалась частью колониальной Мексики. Позже – отдаленной провинцией Мексиканской республики. При испанцах сначала здесь хозяйничали иезуиты. Но вскоре они были изгнаны королем. Их заменили францисканцы, которые начали создавать там одну за другой свои миссии. И вскоре довели их число где-то до двадцати.

… Но тут в Испании низвергли короля Фердинанда VII, и тогдашний губернатор Калифорнии, не присягавший новому монарху, считая себя вправе действовать самостоятельно, дал разрешение Российско-Американской компании на то, чего она усиленно добивалась уже несколько лет.

Между тем новый король, получив известие о проникновении русских в Калифорнию с помощью ее губернатора, встревожился и отдал распоряжение удалить пришельцев из провинции.

Однако сделать это было уже нелегко. В Мексике гремела война за независимость от испанской короны…

Форт был выстроен на скате горы, в пяти верстах от морского берега. И.А.Кусков, первый комендант Росса, предусмотрительно позаботился не только о жилье, но и о крепостных стенах, сторожевых башнях и пушках.

Дела процветали, Земля давала два урожая в год.

Здесь все росло хорошо. Урожай пшеницы был щедрей, чем в исконно зерновых районах России. Увеличивалось поголовье крупного рогатого скота, который круглый год содержался на подножном корму.

Корабли Компании, проплывавшие мимо, получали в достатке продукты и часть их доставляли в Русскую Америку. Форт становился промежуточной базой на пути между Россией и Аляской.

Однако в развитии и расширении колонии испанцы и американцы с англичанами видели большую опасность. Испанцы (а позже мексиканцы) не переставали заявлять, что форт Росс был основан незаконно. Только выселить русских отсюда они были не в состоянии. К тому же пребывание тех в Калифорнии никакого конкретного вреда другим не приносило. Напротив, развивались торговля, экономика края. А на созданной И.А.Кусковым верфи строились баркасы для испанцев, прежде не имевших во всей Калифорнии ни одного гребного судна.

На этой же верфи были построены два довольно крупных брига “Румянцев” и “Байбаков”, которые служили форту до его ликвидации.

В 1824 году США принудили царское правительство подписать договор, по которому русские брали на себя обязательство не строить поселений южнее широты 54’44’. Но колония просуществовала еще 17 лет.

Пребывание русских в Калифорнии позитивно отразилось на жизни коренных жителей провинции – индейцев. Как уже говорилось, здесь имелось около 20 францисканских миссий. Там свыше 15 тысяч индейцев было низведено до положения рабов. Мужчины с утра до ночи работали на плантациях, женщины пряли и ткали. Их били, подгоняли палками. Они убегали. Их возвращали и жестоко наказывали.

Так вот своим сочувственным отношением к ним добродушные русские, возможно, и сами того не желая, крепко злили испанцев. Беглые и преследуемые невольники с плантаций находили защиту в форте Росс, и русские поселенцы преследователям их не выдавали. Однажды, по свидетельству путешественника Ф.Ф.Матюшкина, множество индейцев собралось у форта, прося у И.А.Кускова защиты от испанцев. Тот посоветовал им засесть в ущельях и лесах и обороняться. Обещал свою поддержку.

Испанцы, узнав об этом, убрались восвояси.

Конечно, индейцы искали защиты у русских колонистов. Те завоевали их доверие и симпатии человеческим отношением, добротой и щедростью.

Русские тоже использовали индейцев как рабочую силу, но при этом они, в отличие от испанцев, и сами трудились вместе с нанятыми. Посвящали их в премудрости земледелия, платили за работу деньгами и натурою. Индейцев такое соседство устраивало больше. Вот пример, который свидетельствует об этом. Когда И.А.Кусков, устав от ультиматумов испанцев, предложил одному из индейских вождей заключить договор о том, что они признают власть российского императора над их землями и над ними самими, тот с удовольствием согласился. К этому следуют добавить вот что.

Среди индейцев Северной Америки в смысле эволюционного развития аборигены Калифорнии были самыми отсталыми. В то время как чироки, их собратья с далекого атлантического побережья, имели уже свой алфавит, а чинуки из Орегона переживали рабовладельческий строй, коренные калифорнийцы существовали в основном за счет собирательства. Возможно, причина отсталости крылась в благоприятном климате и окружении, которые, предоставляя людям все необходимые условия для беззаботного существования, изначально исключали борьбу за выживание. Как бы там ни было, когда на Дальний Запад пришли американцы, более жесткие и целеустремленные, чем испанцы, колонизаторы, первыми жертвами перемен стали беспомощные аборигены…

В 1821 году И.Кускова на посту правителя Росса сменил К.Шмидт. После него были П.Шелехов и П.Костромитинов.

А в 1836-м в правление вступил капитан А.Г.Ротчев. Как оказалось, последний на посту. Ко времени его прихода на Дальнем Западе сложилась такая обстановка. По Орегонской тропе и по тропе Санта-Фе в здешние места стало просачиваться все больше и больше американцев. Вели они себя по-боевому, прикрываясь популярным тогда лозунгом: “54’44’ или война!”. Американцы требовали от своего правительства выкинуть всех неамериканцев за 54-ю параллель. Это касалось и русских в Калифорнии. К тому времени мексиканцы, ранее требовавшие ликвидации форта и колонии, стали считать, что лучше иметь соседями русских, чем американцев. И не без основания. Потому что соседство с последними в Техасе со временем породило опасность утраты этой огромной территории. Там американцы, не имевшие никаких препятствий при поселении, стали, в конце концов, выступать за ее отделение от Мексики. Впоследствии дело тем и кончилось. Поселившиеся американские граждане подняли восстание, свергли мексиканскую администрацию и объявили провинцию “отдельной республикой”. За спиной этой республики стояли Соединенные Штаты. По тому же “сценарию” протекали события с Калифорнии. Американцы беспрепятственно селились там, их число росло. Это встревожило администрацию провинции.

Первым губернатором, понявшим важность укрепления связей Калифорнии с Русской Америкой, был Хосе Фигероа. Он пытался узаконить пребывание русских в Калифорнии и оставить за ними земли в районе Росса, залива Малая Бодегаи долину до 20 миль к востоку. Американцы же, боясь, что русские смогут значительно расширить владения, все настойчивей требовали выполнения условий выгодного для них договора от 1824 года.

В 1836 году во время частной аудиенции вице-президент Мексики предложил капитану I ранга Ф.П.Врангелю, действовавшему от имени Российско-Американской компании, следующее условие: “мексиканское правительство, убедившись в пользе, могущей произойти от расширения и постоянной оседлости русской колонии в самом близком соседстве с Сан-Франциско, где преобладание числа граждан США вызывает тревогу, заявляет, что насчет уступки долину Российско-Американской компании оно не возражает, только официальное соглашение должно быть подписано в Лондоне представителями России и Мексики.

Это означало, что российский император признает Мексиканскую республику. Такое условие не соответствовало тогдашним политическим видам империи, и поэтому заключение соглашения в Лондоне не состоялось. Стало ясно, что дни русской колонии сочтены.

В 1839 году в Калифорнии появляется швейцарец Йоганнес Зуттер. Американцы звали его Джон Саттер, русские – Суттер. Пожалуй, он явился самой примечательной личностью в истории Калифорнии того времени.

С разрешения калифорнийского губернатора Альварадо Суттер возводит на месте нынешнего города Сакраменто, столицы штата Калифорния, форт и дает ему название Новая Гельвеция – в честь Швейцарии, своей родины. Предприимчивый швейцарец быстро богатеет, становится владельцем десяти тысяч голов скота, пастбищ и полей, засеянных пшеницей.

17 сентября 1841 года к нему приходит капитан Ротчев, последний правитель Росса и предлагает купить все хозяйство русской колонии. Наверное, во всем крае швейцарец был единственным человеком, способным позволить себе такое приобретение. Стороны останавливаются на 30 тысячах долларов.

И 31 декабря 1841 года русская колония перестала существовать. Ко времени ликвидации ее населяли 218 человек (в том числе 34 индейца): мужчин – 134, женщин – 84.

Как же сложилась дальнейшая судьба Росса и его нового хозяина Суттера? Суттер, состоя в мексиканском гражданстве, помогал американским поселенцам. Он стоял за присоединение Калифорнии к США. Его Новая Гельвеция служила опорной базой американцам, поговаривавшим уже о необходимости “революции”, подобной техасскому восстанию.

С 1843 на 1844 год у него зимовал глава будущего восстания генерал Джон Чарльз Фремонт.

В 1836 году Фремонт со своим отрядом ворвался в провинцию со стороны Орегона, ставшего к тому времени американским. Мексиканская администрация пала. Калифорния стала американским штатом, а Суттер (или уже Саттер) – американским гражданином.

24 января 1848 года в потоке воды возле его лесопильни был обнаружен золотой самородок. С него и началась знаменитая “калифорнийская золотая лихорадка”, обернувшаяся плачевно для самого Суттера. Дом его сожгли золотоискатели, одного сына застрелили, другой покончил жизнь самоубийством, дочь сошла с ума. Суттер умер нищим на востоке страны.

Да, а что же сталось с фортом Росс?

Он переходил из рук в руки и, в конце концов, стал туристическим объектом. До наших дней сохранились дом правителя, часовня, угловые башни и амбразуры для пушек.

Итак, русские ушли из Калифорнии. Какова же здесь память о них?

Одна из трех возвышенностей, вокруг которых расположен Сан-Франциско, жемчужина Калифорнии, называется Русским Холмом. Севернее Сан-Франциско имеется городок Себастополь, или – проще говоря – Севастополь. Ну и, конечно, Форт Росс – свидетель славы русского мореходства и освоения земель в Западном полушарии.