“У нас не было и до сих пор нет национальной элиты”. “Я не соглашусь на помилование и его не прошу. Ибо я не совершал этого преступления. Его совершила сама власть”. “Бюрократический аппарат Казахстана в напряжении”

Сетевой Казахстан. 16 апреля 2009г.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Берлибек АЛИМОВ в статье “Особенности национальной элиты” отмечает: “Наша беда заключается в том, что у нас не было и до сих пор нет национальной элиты, способной, как ледокол, пробить “дорогу жизни” сквозь ледяные торосы и повести за собой народ. Элиты высокообразованной, высокодуховной и высоконравственной. Элиты, которой бы безмерно верили, уважали и полностью доверили свою судьбу. Наконец, элиты, способной на самопожертвование ради национальных интересов.

В переводе с французского языка слово “элита” означает “лучшее”, “отборное” и “избранное”. Вместо таковой — настоящей элиты как сливок общества, лучших представителей нации, обладающих набором специфических качеств, — у нас верховодит псевдоэлита в виде “продуктов” президента, для которых основная масса людей есть презренные “социальные аутсайдеры”. Возможно, эта самая “прелестная” элита и является расплатой за нашу халявную независимость.

Еще только вчера в основном выходцы из самых нижних этажей социальной лестницы, а сегодня уже новая “белая кость”, которая застряла в горле у народа. Входным билетом и цементирующим материалом для внутриэлитной монолитности является принадлежность к тому или иному клану или роду. До сих пор в казахских степях “ирокезы” ведут войну с “могиканами” и снимают друг с друга политические “скальпы””.

AZATTYQ.ORG. Талгат ДЮЙСЕНБЕК в материале “Диссидент Арон Атабек: Не буду просить о помиловании за преступление, которое совершила власть” сообщает:

Лидер движения бездомных Арон Атабек, осужденный на 18 лет за организацию массовых беспорядков в поселке Шанырак, в интервью радио Азаттык по телефону из тюрьмы заявил, что ни о чем не жалеет.

Поэт и председатель незарегистрированной партии национальной независимости “Алаш” Арон Атабек отбывает срок в исправительной колонии 159/22, в поселке Каражал Карагандинской области…

— Был только единственный путь. Другие пути мне неизвестны. Мы поступили правильно. Если человек не защищает свой дом, то он завтра не защитит и свою Родину. Кто имеет право прийти и разрушать дома, где живут люди? Это — провокация властей.

По нашему Основному Закону, даже не имея документов, человек имеет право на обладание жильем. Защищая свои права, мы показали пример и другим казахстанцам. Жители тех поселков, дома которых сносят, должны организовываться и защищать свои жилища. Не мы убили офицера в Шаныраке. Убила власть. Нужно уметь противопоставить силу против власти. Я не буду подавать прошение Назарбаеву о помиловании…

Сейчас те, кто в оппозиции, заявляют, что собираются собрать миллион подписей, просить о помиловании осужденных по названному делу у Назарбаева. Пусть просят. Но за меня не надо просить. Мое требование – полная реабилитация, восстановление в правах. Я не соглашусь на помилование и его не прошу. Ибо я не совершал этого преступления. Его совершила сама власть”.

Александр НАРДЕЦКИЙ в публикации “Одни дипломаты попадают в аварии. Другие – в истории” пишет: “Один казахстанский дипломат может быть обвинен в вождении в нетрезвом виде, а другой — стал лучшим оратором на конкурсе в Японии. Такие перепады время от времени сотрясают относительно комфортную жизнь казахстанских посланников за рубежом”.

TIME.KZ. Геннадий БЕНДИЦКИЙ в материале “Точка отрыва” задает вопросы: “Почему казахстанские спецслужбы арестовали генерал-лейтенанта Кажимурата Маерманова и бизнесмена Бориса Шейнкмана, — это понятно. Именно генерал-лейтенант Маерманов был инициатором оснащения казахстанской армии артиллерийскими системами “Найза”, “Семсер” и “Айбат”, из-за которых бюджет страны “влетел” не на один десяток миллионов долларов. Тут главный вопрос в другом: почему это произошло так поздно? И куда в течение нескольких лет глядели те, кто по долгу службы должен был отслеживать подобные сделки? Ведь о том, что правительство и компетентные органы в лице КНБ и прокуратуры были не в курсе всего происходящего, говорить не приходится…

По данным Счетного комитета, ущерб, нанесенный бюджету в результате этой сделки, оценивается в 62 100 000 долларов США. Согласитесь, отечественному генералу и импортному бизнесмену средней руки эта огромная сумма явно не по зубам. Скорее всего, здесь “пообедал” кто-то ещё… Так что хотелось бы знать поименно, кто вместе с ними кушал этот вкусный пирожок, но кому потом не досталось места в следственном изоляторе КНБ. Или опять года три ждать придется?”.

Сапа МЕКЕБАЕВ в публикации “У Ксении Собчак и Анатолия Вассермана разные представления о многочлене” пишет: “На днях сотни работников АО “Алматыметрокурылыс” стихийно собрались на митинг протеста, чтобы выразить благодарность президенту страны “за оказанную поддержку и заботу в кризисное время”. Многие правозащитные организации и люди доброй воли из разных уголков планеты с замиранием сердца следили за судьбой отважных метростроевцев. Ведь они не имели официального разрешения на его проведение, а значит, в любой момент митингующих могли разогнать полицейские с дубинками, а самых активных участников наказать денежными штрафами или даже подвергнуть административному аресту. К счастью, обошлось. И власти южной столицы, и правоохранительные органы проявили благоразумие и выдержку. А впоследствии заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ еще и разъяснил: “Митинг считается несанкционированным только в том случае, если он проводится в общественных, а не на рабочих местах. Поэтому никаких административных взысканий за нарушение порядка к работникам метро не будет применено”. Кстати, наши оппозиционеры любят поплакаться, что им, когда они тоже хотят выразить благодарность властям, почему-то запрещают проводить митинги. Ну так собирайтесь тоже на своих рабочих местах и выражайте сколько влезет. В акиматах вам и слова против не скажут”.

EXPRESS-K.KZ. Ерлан ОСПАНОВ в заметке “Тихое вмешательство” пишет: “Проблема отчуждения государственной собственности в пользу частных компаний, похоже, не теряет своей актуальности. Последний пример — события, развернувшиеся вокруг акционерного общества \»Казахский институт нефти и газа\». Как видим, данная организация фактически является стратегическим государственным подразделением. Мало того, с 2005 года основным акционером АО \»КИНГ\» является АО \»Национальная компания \»КазМунайГаз\», то есть также опосредованный представитель государства. Однако в работе АО \»Казахский институт нефти и газа\» далеко не все проходило гладко. И первые проблемы начались, когда в 2002 году на должность президента этой компании был назначен бывший министр транспорта и коммуникаций Серик Минаварович Буркитбаев”.

NG.KZ. Петр СВОИК в материале “Плакали наши денежки” отмечает: “Вообще, за разговорами о кризисе как-то отошел в тень вопрос — а получат ли будущие пенсионеры хоть что-то из того, что сейчас зачисляется на их накопительные счета?

Между тем вполне официальные данные с сайта АФН — они просто пугают! Год назад, на 1 января 2008, было 1 208 121 тыс. тенге — по тогдашнему курсу это примерно $10 млрд. На 1 февраля (сейчас поймете, почему именно эта дата) набежало до 1 439 055 тыс. тенге, или уже $12 млрд. А на 1 марта значится актив 1 499 783 тыс. тенге, стоящий… опять $10 млрд! Куда девались два миллиарда долларов пенсионных накоплений казахстанцев за весь прошлый год? Их “скушала” однодневная февральская девальвация”.

CONTUR.KZ со ссылкой на газету “МК в Казахстане” публикует заметку Тимура ИСАЕВА “Когда кредит вредит”.

Говорят, что банки медлят с выдачей кредитов, потому как у них нет \»бубнового\» интереса. Но дело не только в \»откатах\». Банки объективно не заинтересованы раздавать займы в пожарном порядке. Раньше кредиты давали практически не глядя. Но тогда спешку оправдывала хотя бы погоня за высокой прибылью. Кроме того, имелся залог. Нынче же при выдаче льготных кредитов о суперприбыли речь не идет. Полагаться на залог уже невозможно – даже недвижимость ничего не гарантирует. Поэтому волей-неволей приходится работать цивилизованно. То бишь смотреть на качество проектов: насколько они грамотно спланированы, смогут ли окупиться. А вот с этим в стране напряженка. Финансовый кризис обнажил реальный уровень качества бизнеса в стране, прежде не так заметный за длинным тенге. Ну, кому нужен был маркетинг, если можно привези из Китая товар и продать его здесь по цене европейского, да еще и \»сэкономить\» на таможне? Кому нужен был менеджмент, если проще было заработать на госзакупках, лишь поделившись с кем надо? Кому нужен был бизнес-план, если можно слепить из дешевых материалов дом и продать по стоимости первосортных нью-йоркских апартаментов?

Оглядываться на вчерашние объемы кредитования и количество новых проектов, а тем более стремиться к ним, – экономический абсурд. Нет у нас сейчас только востребованных и просчитанных проектов. Пинками загоняя деньги в бизнес, государство вряд ли ему поможет. Какой процент из выделенных в качестве госпомощи кредитов вернется? Приоритетом должна быть не скорость, а надежность вложений. Сейчас же все прямо наоборот. Вот примечательная цитата из выступления главы правительства: \»Сбербанк\» и в Алматы, и в Астане – освоение средств по нулям. Отзывайте деньги, перераспределяйте. Больше всех по банкам освоил БТА. Снимайте со \»Сбербанка\», дайте БТА\». То есть достоинство банка вовсе не в том, чтобы дать кредит тому, кто сможет его вернуть. Главное – дать кредит быстро. Может, потому так и получилось, что \»медлительный\» \»Сбербанк\» считается одним из самых надежных банков, и по капитализации вышел в когорту мировых лидеров, тогда как рейтинги БТА и других \»реактивных\» финансовых контор постоянно падают”.

IA-CENTR.RU публикует интервью с политологом Эдуардом ПОЛЕТАЕВЫМ — “Участие Казахстана в миротворческой операции в Афганистане принесет стране больше выгод, чем затрат”.

Определенная часть казахстанского общества не заинтересована в усилении китайского влияния в Казахстане. Антикитайские настроения у нас как правило носят ситуативный характер. Надо сказать, что в Пекине вполне охотно встречают нашего президента, и он этим пользуется с тем, чтобы получить для страны инвестиции или экономическую поддержку. Безусловно, и Пекин, и Астана — это города, с визитов в которые начинается политический сезон в Казахстане. А сейчас, когда кризис отчетливо показал, что Китай поднялся на ступеньку выше, и с ним вынуждены считаться Соединенные Штаты, визит президента Казахстана в эту страну должен помочь сориентироваться в условиях мирового кризиса. Есть опасения, что ключевые отрасли казахстанской промышленности окажутся под контролем Китая. Уже треть нефтяной промышленности находится в руках китайцев, причем, происходит это хоть и неторопливо, но наверняка. Отсюда все тревоги о том, что скоро Казахстан окажется полностью под контролем Китая, и даже города будут называться на китайский лад. Но это все опасения, которые присущи любому небольшому государству перед огромным соседом. Такие же страхи и фобии присущи, например странам Прибалтики в отношении Москвы. И там тоже работает активно российский бизнес. Но это суверенитету прибалтийских стран пока никак не угрожает.

Я думаю, что Казахстан (здесь надо рассматривать его как небольшое государство не по площади, а по количеству населения), видя мощь Китая, испытывает естественный страх перед экспансией. Но если взглянуть на традиционную зону китайских интересов, то это, прежде всего, юго-восток региона, и решение проблемы Тайваня для Пекина гораздо важнее, чем территория Казахстана. Центральная Азия интересна Китаю только как источник сырья. Поэтому, конечно, надо от всех фобий и стереотипов в отношении Китая избавляться”.

RUSSIANS.KZ. Всеволод ЛУКАШЕВ в статье “Почему американцам ботинки ноги жмут, а мозоли вскакивают на наших пятках” пишет: “На наш взгляд, ключевую роль для Казахстана в глобальном кризисе будет играть, может играть и, наконец, должна сыграть именно социальная модернизация. Нам представляется вполне очевидным, что в старых форматах Казахстан не способен ни на какую действительную конкуренцию в глобальном мире.

Показав на старте независимости неплохие результаты, — благодаря большому запасу сырьевых ресурсов, а также той колоссальной инфраструктуре, которая досталась от прежних времён — мы всё-таки за почти два десятилетия исчерпали в основном потенциал…

К примеру, за весь период независимости не было сделано ни одного геологического открытия. Абсолютно всё, что нынче эксплуатируется, было открыто и задействовано в советские времена. За истекший период мы потеряли львиную долю промышленности. В той же южной столице практически все предприятия лёгкой промышленности превращены в торгово-развлекательные и бизнес центры.

А теперь мы жалуемся, что в магазинах нет отечественной продукции. А откуда же ей быть? И очевидно, что в ближнесрочный период и не будет. Хотя пример той же Киргизии, заваливающей нас своей швейной продукцией, показывает, что и наша лёгкая промышленность могла бы быть конкурентной на определённых условиях.

К тому же, сколько уничтожено рабочих мест? Очевидно, что вновь создать ту же лёгкую промышленность задача невыполнимая. Конечно, приобрести оборудование — не проблема, но вновь создать квалифицированный рабочий класс из грузчиков на барахолках задача практически нереализуемая”.

POSIT.KZ со ссылкой на GEOkz.tv публикует материал Виталия МАНТРОВА “На каждого подлеца довольно ЕЛБАСЫ”.

Что-то неладное творится в нашем королевстве. Одного за другим чиновников и бизнесменов высших мастей кто-то хочет отправить на нары. Сухари сушить нынче можно любому министру. Конечно, каждый из них знает, что за некоторые свои действия, (если не за все) во благо народа казахстанского ничего иного кроме неба в клеточку и друзей в полосочку светить не может. Но такое прекрасное далеко разве что в кошмарах снилось неприкасаемым персонам. Алиев, Кулекеев, Буркитбаев, Искаков и др. – могли ли они мечтать о такой судьбе: чтобы их, таких важных, называли бы преступниками? Бедный казахстанский народ, в некоторые особо неблагоприятные моменты жизни, конечно, желает пересажать всех богачей. Но, страшно теперь подумать, — такими темпами, возбужденные возбужденными уголовными делами правоохранительные органы могут оставить страну без претендентов на главные роли в политике и экономике…

Президент — большой стратег в деле управления кланами и персонами скачущими вокруг него. Одного в одно кресло посадил, другого подальше высадил, а в итоге – кто-то сел”.

LITER.KZ. Досым САТПАЕВ в комментарии “Аппаратная чистка” замечает: “Бюрократический аппарат Казахстана в напряжении, ведь такого количества арестованных и обвиненных в коррупционных правонарушениях высокопоставленных чиновников он еще не видел. Чуть ли не каждый месяц в сети правоохранительных структур попадает довольно крупная дичь: от министров и замминистров до руководителей национальных компаний и весомых акиматовских служащих…

Вот только непонятно, где проводится настоящая борьба с коррупцией, а где просматриваются уши межведомственных и межэлитных столкновений. И непонятно, почему массовая чистка среди мздоимцев началась только в последнее время, как будто бы до этого все были “белые и пушистые”. То ли кризис заставляет более жестко контролировать бюджетные деньги, то ли экономика страны сжимается так быстро, что конкурирующим за ресурсы группам просто приходится расчищать пространство для себя. А может быть, это связано с тем, что кто-то с кем-то не поделился”.

Нурбулат КУАНЫШЕВ в материале ““Нур Отан” и все-все-все”. О казахских Монтекки и Капуллети” пишет: “Проведение “круглых столов” – одна из форм мозгового штурма, позволяющего охватить предмет обсуждения со всех сторон. И хотя на этот раз название “круглого стола”, прошедшего в Институте культурной политики, звучало прозаически: “Роль партии “Нур Отан” в дальнейшем развитии нашего общества”, однако, по мнению самих участников, дискуссия оказалась живой и плодотворной…

Главный редактор газеты “Туркестан” Шамшеддин Паттеев: — И потом, я хочу заметить, и это не секрет, что партия “Нур Отан” создана у нас под президента. А это – неверно. Любая партия у нас прежде всего должна отстаивать государственные интересы, и только во вторую очередь – интересы исполнительной власти. Партия должна прежде всего нам четко и внятно ответить на вопросы: какое государство мы строим? что является стержнем этого государства? что мы понимаем под словом независимость? какое у нас отношение к титульной нации? Ведь государственные границы проводятся вовсе не для того, чтобы отделиться от других и побольше наесться. Границы существуют для того, чтобы развивать свою духовную сферу, свою культуру, свой язык. Однако именно на эти ключевые вопросы партия “Нур Отан” ответов не дает. Несмотря на то что история нашего народа насчитывает тысячелетия своего развития. И ответы там найти можно на самые разные вопросы”.