Поезд идет на восток

Путин победил – и Россия с облегчением перестала притворяться Европой. Золотая дремотная Азия вернулась в полный рост

Недавно в российских масс-медиа завихрился легкий скандальчик, вызванный предложениями некоторых депутатов жестко ограничить пребывание одного человека на посту президента РФ двумя сроками.

Кто этот “один человек” все хорошо понимают. И вот, представьте, некоторые местные депутаты, в основном коммунисты и жириновцы, заявили, что недопустимо, когда лидер правит два срока, после этого сажает на главный пост “верного человечка” – а затем возвращается сам, еще на двенадцать лет. Надо хотя бы “второй второй” срок ему законодательно запретить.

Однако в Госдуме смутьянов почти никто не поддержал. Депутат Андрей Исаев, по совместительству заместитель председателя генерального совета “Единой России”, сразу же назвал инициативу “неактуальной”. А другой правильный депутат заявил даже о “политической диверсии”.

Потому что – проехали. Таков на сегодня в России общий после-выборный настрой. Не зря же тонкий знаток отечественных реалий А.Б.Чубайс на вопрос о том, какая, по его мнению, главная отрицательная черта в русском национальном характере ответил – ненастойчивость.

В общем, все волнения и заигрывания с публикой-дурой для Путина и его команды позади. Очень похоже, что теперь вождь собирается править столько лет, на сколько здоровья хватит, по казахскому, узбекскому, таджикскому, туркменскому и азербайджанскому примеру.

Каким окажется новое правление? Нетрудно предположить, что, пока цены на углеводороды не упадут, оно останется таким же, каким было в предыдущие двенадцать лет. Автор этой этот заметки в свое время подробно анализировал “сладостный путинский стиль”. Кстати, весьма похожий на назарбаевский.

Вот основные черты этого стиля на конкретных примерах.

В начале “нулевых”, когда в России стало прибавляться денег от продажи нефти и другого сырья, по заданию Путина было принято несколько десятков федеральных целевых программ (ФЦП). Большинство из них рассчитывались на период с 2002 по 2010 годы. Многие ФЦП, в свою очередь, содержали подпрограммы. По каждой из них назначались ответственные ведомства. ФЦП призваны были решить или хотя бы смягчить наиболее острые российские проблемы. Об этом говорит список программ: “Модернизация транспортной системы России”, “Жилище”, “Социальное развитие села” и так далее.

Как видим, все было масштабно, системно, духоподъемно.

Однако по многим программам работа сразу же пошла вкривь и вкось. Где-то не выделялись деньги. Где-то они неправильно осваивались. Уже к 2004 году важнейшие ФЦП начали буксовать. Собственно, принятие в 2005 году им вдогонку национальных проектов “Доступное и комфортное жилье”, “Развитие АПК” и других (их курировал будущий президент Медведев, и все нацпроекты до одного в итоге провалились) это подтверждает. В июне 2007 года Минэкономразвития и торговли РФ признало крах сразу шести ФЦП.

Примерно тогда же выяснилось, что срывается выполнение одной из наиболее крупных и важных для страны программ “Модернизация транспортной системы России”. С положением дел в дорожном строительстве попыталась разобраться Счетная палата. Она отметила, что основные мероприятия программы не выполнены, а также – что, несмотря на успешное освоение средств, “во всех проверяемых субъектах наблюдается ежегодный прирост потребности в проведении капремонта и восстановлении дорожного покрытия”.

В конце концов, деньги было решено освоить досрочно, а показателей, намеченных в “старой” программе, достигать в ходе реализации уже следующей Федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы”. С новым масштабным финансированием, небывалым в истории много повидавшего российского дорожного строительства. Эту программу снова назвали “прорывной”, поскольку состояние российских дорог в ходе выполнения предыдущей ФЦП не улучшилось, а ухудшилось.

Кстати, и действующий пока президент Медведев успел отметиться по этой проблеме. Несколько раз он с благородным негодованием рассказывал соотечественникам о страшной аварийности на наших дорогах. Правда, Дмитрий Анатольевич больше упирал на то, что у россиян ментальность особенная, любят они быструю езду. А что федеральных трасс с таким паршивым покрытием, да еще без отбойника посередине, а то и вовсе без разметки, в мире почти не осталось, есть они только в России, Танзании, Конго, ну и еще в двух-трех государствах, не столь отдаленных – он почему-то не сказал.

С еще более громким треском провалилась другая ключевая программа “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства”. Там пять лет все ударно трудились над поставленной задачей, а потом вдруг выяснилось, что ограничителем наращивания объемов строительства в России становится именно нехватка подготовленных стройплощадок и коммунальной инфраструктуры.

Но что происходит? Какой враг все эти годы мешал руководству страны решить хотя бы половину самых острых проблем? Или хотя бы четверть? Это большая загадка. Россия ведь по-женски, безоглядно доверилась Владимиру Владимировичу, поскольку он такой молодец. Денег у правительства все эти годы было — немерено. И вот тебе здрасьте. Практически ни одна проблема не решена. Но и виноватых как бы нет. Ни один косорукий раздолбай, проваливший целевую программу, не изгнан с позором с работы, ни один из воров, крадущих у страны миллиарды (Путин не раз говорил, что коррупция – главная российская проблема), не посажен в тюрьму.

Почему? Главных причин, скорее всего, две. Первая: а зачем Путину это надо? Человек давно уже собрал свою команду, в ней проверенные соратники, они его не предадут, не сговорятся за спиной. По крайней мере, до тех пор, пока Владимир Владимирович в силе. Главное условие попадания в путинскую компанию – именно преданность шефу. А с деловыми качествами уже как получится. Что начнется, если увольнять этих людей за провал федеральных программ и набирать других управленцев? Толковые хозяйственники в России есть и среди губернаторов, и в бизнесе. Но будут ли они вот так же заглядывать в рот Владимиру Владимировичу? Не “подвинут” ли оставшихся преданных, которые работники, между нами, совсем не ахти?

При этом и от самого Путина никто не требует отчитаться за подвиги и свершения. Некому требовать. В Госдуме с 2003 года все решает одна фракция, сами знаете какая, про влиятельные столичные оппозиционные газеты и не подконтрольное властям телевидение мы уже и вспоминать забыли.

В просвещенной Европе и в США за действиями исполнительной власти строго следят парламент и пресса. Да и само население, если не согласно с решениями властей, просто выходит на улицы и требует ответа. Толпа при этом никого не убивает, но и власти ведут себя разумно, потому что им ведь надо будет переизбираться. В России совсем другие исторические традиции. Здесь, если люди вышли на улицу с протестом – их объявляют предателями и отщепенцами.

Вторая причина: я думаю, Путин просто не умеет управлять экономикой. Совсем. Он бы, наверное, и хотел выполнить какую-нибудь ФЦП, построить десяток новых заводов или электростанций, а то ведь у нас с советских времен практически ничего так и не запустили. Однако не получается. Дело в том, что у нашего национального лидера нет опыта профильной руководящей работы. Служба в КГБ требовала от него совершенно других навыков. Подполковника Путина хорошо натренировали собирать и анализировать информацию, “разводить” собеседника, грамотно отчитываться в Центр. А практическая экономика (с греческого языка это слово переводится как “умение вести дом”) – совсем другой род деятельности.

Если бы не высокие цены на сырье, то менеджерские “таланты” Путина и его команды давно стали бы очевидными, и у доверчивой страны не осталось иллюзий. Однако на Россию продолжают валиться дармовые миллиарды, засыпая до поры до времени как белым снегом провалы “эффективных менеджеров”, их чудовищное воровство и навевая уютные мысли о том, что любительские спектакли перед телекамерой и есть управление государством.

Вы только представьте себе эту цифру: за 12 путинских лет в Россию поступило в виде выручки от продажи углеводородов, металлов и круглого леса, а также в виде инвестиций и кредитов четыре триллиона долларов. И практически все они проедены-пропиты. Экономика остается сырьевой. Однако страна идет и голосует за Путина.

Одна из главных особенностей Великой России, коренным образом отличающих ее, например, от Великой Америки – неспособность к плавным трансформациям. У русских проблемы имеют свойство накапливаться и доходить до последней крайности — под приятные сердцу беседы об особом пути, о величии наших предков и нас самих.

А потом, когда вдруг окажется, что к очередному вызову страна не готова, что ситуация вообще-то безнадежна, танки Гудериана уже входят в Химки, и вся планета понимает, что в этот раз московитам конец – невиданным напряжением сил под руководством свирепого вождя народ останавливает врага и поворачивает вспять мировую историю. Кончив дело, он с облегчением залезает на печку и еще сто лет слушает песни боянов вещих о небывалой победе.

Рано или поздно наши сегодняшние проблемы тоже дойдут до крайней точки, и жизнь заставит как-то их решать. Не дай Бог, при посредстве нового азиатского тирана, великого Сталина номер два.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена