Сказка о народной власти

В предыдущей заметке я рассказал о том, как борются с вороватыми чиновниками независимые московские депутаты. Это новое явление в политической жизни России. Ребята пришли в муниципальные собрания прямо с Болотной площади. Теперь пытаются наладить контроль за расходованием “низовых” бюджетных денег и приучают мелкое российское начальство воровать с оглядкой, короткими перебежками, а не вразвалочку.

Пока эта битва не принесла заметных побед. Может, еще принесет?

Но тем временем некоторых из этих ребят уже активно шельмуют и выставляют “врагами России” на глазах у равнодушного населения. Вот на днях одного из главных возмутителей спокойствия пригласили в местную управу и стали расспрашивать: бывал ли он в США? С какой целью выезжал? Что особенно понравилось в Нью-Йорке? Потом вызвали в прокуратуру и задавали примерно те же вопросы – что депутату известно о зарубежном финансировании оппозиционного движения? Давно ли он знаком с Навальным? Это уже вдобавок к анонимным листовкам и видеороликам, в которых нашего депутата прямо называют человеком, действующим в интересах Америки.

И правда: в чьих еще интересах может действовать человек, мешающий пилить московский бюджет? И составивший таблицу, согласно которой цены госзакупок сразу падают на 40-50 процентов, если к торгам допускают не аффилированные компании.

Весть этот цирк с конями развертывается при активном и шумном участии “массовки”, прикормленных ветеранов и горластых торговых теток — на каждом собрании массовка обрушивает на неправильного депутата “народный гнев” — и при каменном безмолвии остального населения. Простым москвичам нравится, когда кто-то выводит на чистую воду аферы с госзаказами и шашни местной управы с торговой мафией, однако почти никто не подает голос в защиту оппозиционного политика, когда ему требуется поддержка.

В общем, все как обычно. И, похоже, ничего не меняется.

При таком же народном безмолвии в Казахстане в первой половине 90-х дважды разгоняли парламент. До тех пор, пока в третий раз не были избраны пушистые ласковые депутаты, обученные приносить хозяину тапки. Или вот сейчас мне вспомнился тоже подернутый исторической дымкой 1996 год, когда из Алма-Аты в Восточный Казахстан отправилась на микроавтобусах группа ведущих казахстанских оппозиционеров. Они надеялись пообщаться в том промышленном краю с рабочим классом и трудовой интеллигенцией, обсудить накопившиеся проблемы взаимоотношений народа и власти. Гаишники и местные акимы этой поездке, мягко сказать, не способствовали, но все же вольнодумцам удалось доехать до Усть-Каменогорска, арендовать там кинотеатр, расклеить объявления.

Кстати, на встречи приходило довольно много народу. Но вернулись лидеры оппозиции в южную (хотя тогда еще единственную) столицу в глубокой задумчивости. Один из них рассказывал мне, что люди из зала смотрели на них с недоумением, как бы решая для себя вопрос: дураки к ним приехали или провокаторы?

Потому что — ну не принято у нас выступать против власти! Вот если она доведет народ до края, обозлит как следует — тогда держись. Никому мало не покажется. А пока в магазинах есть продукты, в квартирах горячие батареи и вода в кране – чего скандалить? И толку-то…

Другое дело, когда на горизонте появляется альтернативный хан, терминатор номер два наподобие Кажегельдина. Вокруг, если человек действительно серьезный, собирается команда рисковых парней, которых обделила портфелями правящая династия. Они начинают зажигать так, что и остальная элита понимает: это – не шутки. Не сказочки о народовластии и местном самоуправлении. Кстати, прекраснодушному лидеру той оппозиции, которая ездила на восток разговаривать с рабочим классом, Кажегельдин просто и прямо предложил: приходи ко мне на работу, и я решу все твои проблемы. К чести лидера, на работу он к Акежану Магжановичу не пошел.

Итоги президентских выборов 1999 года были бы непредсказуемы, если бы терминатора номер два грубо не сняли с дистанции. А потом заочно приговорили к 10 годам лишения свободы за коррупцию. Оказывается, на посту премьер-министра он воровал в одиночку.

Судьба российского терминатора, генерала Рохлина (кстати, он уроженец Аральска) оказалась более трагичной: летом 1998 года, за два дня до начала спланированных массовых выступлений военных в Москве (по оценкам экспертов, все это имело высокие шансы перерасти в анти-ельцинский переворот), Льва Рохлина нашли убитым на даче. Следователи сразу же установили, что генерала застрелила собственная жена.

С тех пор российская и казахстанская власть тщательно следит, чтобы в ближних ее окрестностях не появлялось никого, кто был бы похож на кандидата в альтернативные ханы. Вы же видите, каких себе Путин подбирает премьеров.

Все это было бы не очень интересно — наверху своя жизнь, у остальных граждан своя — но в последнее время все больше взрослых серьезных людей говорит, что ситуация у нас и у вас плавно движется к катастрофе. Что без крови дело не обойдется. Слишком забронзовела власть. Привыкла к дурным нефтяным миллиардам, не слышит и не видит происходящего вокруг. Мол, если обвалятся цены на сырье, и начнется падение уровня жизни терпеливого населения, да еще умножится на исламский фактор – то может и рвануть. Хотя никто этого не хочет.

И вот, казалось бы: ну давайте уже, коли так припекает, заставим нашу власть немного шевелить булками. Чтобы она как минимум проснулась и огляделась по сторонам. Для своей же пользы. Этому давно уже научились европейцы и американцы, И мы тоже хорошо помним, как в конце 80-х и самом начале 90-х шевелила булками казахстанская власть. Это потом она натренировалась смотреть на окружающих каменным взглядом уставшего от побед батыра. А Путин как перед последними выборами носился и хлопотал лицом? Правда, недолго.

Но оппозиция горько сетует, что народ к такой работе не готов. А сама она готова? Помню, мы как-то в одной интересной компании обсуждали вроде бы не всерьез такую тему: а почему бы, вместо обличения тирании на митингах и проведения съездов на развал-схождение борцам за народное счастье для начала не подтвердить свою квалификацию, не заняться каким-то простым и нужным населению делом? Например, помочь маленьким людям в неравной борьбе с бюрократами и жуликами – в ДЭЗе, в паспортно-визовой службе, в районном акимате и управе, в поликлинике, в БТИ. Там повсюду пласты и залежи кондовых, но решаемых проблем, там горькие слезы, которые быстро станут слезами благодарности.

Я, помнится, привел в пример историю из своей журналистской практики. В середине нулевых в газетах российского издательского дома “Провинция”, где я тогда трудился, мы проводили акцию “Очередь”. В соответствии с разработанной автором этих строк методичкой, в сорока российских городах наши корреспонденты ходили по паспортным столам и допытывались под диктофон: отчего у вас очереди, почему нет стульев в коридорах, и каким образом, допустим, турфирмы обеспечивают ускоренное оформление загранпаспортов? Неужели в обход очереди? А может, они и деньги вам заносят? Или все по любви?

Атака была направлена на низовые бюрократические звенья, а начальников городских служб мы постарались взять в союзники. Дескать, вы-то понимаете, что очереди в XXI веке это дикость и свинство – и тогда эти люди начинали, где понарошку, а где и всерьез “строить” своих подчиненных.

Наша акция вызвала небывалый интерес у читателей. После наведенного шороха многое действительно поменялось к лучшему: почти везде поставили стулья, ввели талончики, увеличили часы приема, купили компьютеры и добавили штаты.

А если бы такой работой занималась не газета, а политическая партия — системно, не слезая, хотя бы пару месяцев, — да еще на свои деньги прикупила бы десяток комплектов мебели для районных паспортных столов, да в суд подала на БТИ за поборы и выиграла дело, а после по телевизору рассказала и про мебель, и про суд, да написала инструкцию для партийцев из других регионов, и они там тоже развернулись – то народ очень скоро начал бы носить таких демократов на руках.

Он же привык, народ, что политики говорят общие слова, всегда врут и считают маленького человека за расходный материал — а тут, оказывается, совершенно другое дело! И вам больше не придется зазывать прессу на свои мероприятия, она сама начнет бегать за такими ньюсмейкерами.

А дальше вы, считай, уже в госдуме и в мажилисе. И там, чувствуя за спиной народную поддержку, набирая победительную мощь, можно закладывать новый угол атаки. Присмотреться, например, к таможне и строительным подрядам в столицах.

На такие мои рассуждения я слышал в ответ: во-первых, это наивно. Задача политической партии не в том, чтобы покупать стулья. А во-вторых (уже приватно, на лестнице) мне говорили, что уровень организации у нынешних оппозиционеров таков, что они просто не потянут эту работу, а деньги спонсоров разворуют. Мол – все толковые и амбициозные люди давно поняли, что с нашим электоратом каши не сваришь, и отыскали другие способы самореализации. Например, толкутся около власти и подбирают крошки с ее стола. А в оппозиции остались одни демагоги и бешбармачники. Поэтому надо просто ждать, что будет. И двадцать первый год подряд махать флагами на митингах.

Но тем временем московскому муниципальному району Тропарево-Никулино (это где сейчас сживают со свету “неформатных” депутатов) неделю назад подкинули из городского бюджета еще 30 млн. рублей на благоустройство. Миллион долларов. В общем, нельзя сказать, что борьба за народное счастье не приносит совсем никаких результатов.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена