Павлодарский журналист в письме Бараку Обаме призывает американских концессионеров-энергетиков не вредить Иртышу

Павлодар. 7 февраля. КазТАГ — Павлодарский журналист Федор Ковалев в письме президенту США Бараку Обаме призывает американских концессионеров-энергетиков не вредить Иртышу, сообщил корреспондент КазТАГ.

Открытое письмо журналист опубликовал в газете “Наша жизнь”, а также направил на сайт Белого дома whitehouse.gov.

“Dear Mr. President Barack Obama! Помогите Казахстану вернуть весенний разлив реки Иртыш! С 1997 года в концессии американской энергетической компании AES находится Шульбинская гидроэлектростанция (Shulbinsk HPP). Последние четыре весны AES злостно нарушала режим затопления поймы реки Иртыш. Вода подавалась в русло с большим опозданием и в недостаточном объеме. Ежегодное отсутствие искусственного паводка наносит колоссальный ущерб экологии, сельскому хозяйству и интересам четверти населения Казахстана. Больше всего страдает Павлодарская область, расположенная ниже по течению”, — говорится в письме.

Ф. Ковалев поясняет, что заливные луга павлодарской поймы Иртыша “подвергаются медленному опустыниванию, значительно снижается урожай кормовых трав. Под угрозой исчезновения оказались уникальные виды растений и ценные породы рыб”.

“Надвигается экологическая катастрофа”, — подчеркивает он.

Журналист просит Б. Обаму в рамках президентских полномочий убедить руководство AES выполнить все свои инвестиционные обязательства по Шульбинской гидроэлектростанции и другим казахстанским объектам, помочь с восстановлением поймы Иртыша и отныне соблюдать “Правила использования водных ресурсов верхне-иртышского каскада водохранилищ.

Как уточняет Ф. Ковалев, правила были разработаны в 2002 году и согласованы с руководством ТОО “АЭС Шульбинская ГЭС”. По пунктам расписана вся процедура весеннего попуска воды в реку Иртыш — сроки, объемы.

“А в 2009 году вдруг начались сбои. Инвесторы объяснили их нехваткой воды в Шульбинском водохранилище. Говорили, что часть Иртыша по каналам отвел себе Китай, плюс годы выдались малоснежные. Самой главной страшилкой была: если мы откроем шлюз, то уровень воды упадет ниже лопастей турбин и часть Казахстана останется без электроэнергии”, — указывает автор письма.

“Специалисты считают, что это не соответствует действительности. Во-первых, неоднократно было замечено, что вода с Шульбинского водохранилища неоднократно спускалась в другие времена года — в конце лета и даже зимой, когда она природе не нужна. Значит, накапливать ее и рационально расходовать возможность имеется. Во-вторых, в казахстанской энергетике достаточной резервных мощностей, чтобы временная остановка Шульбинской ГЭС попросту осталась незамеченной”, — пишет журналист.

По мнению автора послания, американцы ищут оправдания и предлоги для того, чтобы не давать воду, вместо того, чтобы решать эту проблему.

“Почему я решил обратиться не к руководству AES, не к правительству РК, а к Обаме? На то есть объективные причины. Начну с того, что я освещаю в прессе проблемы разлива Иртыша с 2007 года, когда впервые на треть сократился попуск воды из Шульбинского водохранилища. Все это время павлодарские экологи и журналисты тщетно пытались докричаться до правительства через республиканские СМИ и с трибун научных конференций. Мы предупреждали о надвигающейся экологической катастрофе и ее социально-экономических последствиях”, — напоминает Ф. Ковалев.

“Скажу честно, я не особо надеюсь на его (Б. Обамы – КазТАГ) ответ или реакцию — он человек занятый и, наверняка, будет отстаивать интересы американских энергетиков. Но я вижу, что мое письмо уже становится поводом для того, чтобы проблема разлива Иртыша вновь была поднята в республиканских и зарубежных СМИ, чтобы никто не попытался ее “спустить на тормозах”, — поясняет он причины, заставившие его обратиться именно к президенту США.

В своем письме Ф. Ковалев призывает “всех журналистов и блогеров взять эту проблему на особый контроль, отслеживать даты весеннего попуска, и в случае их нарушения требовать от руководства страны принятия санкций в отношении ТОО “АЭС Шульбинская ГЭС”, вплоть до остановки ее деятельности и дальнейшей национализации”.