“Haberler.com”: Необходимо создание ассоциации молодежных организаций тюркоязычных государств

Но какой смысл создавать ее, если в таких структурах, кроме Казахстана и Кыргызстана, ни одна страна Центральной Азии фактически не участвует?!

Издание Haberler.com опубликовало репортаж под названием Creating Youth Association Of Turkic States Discussed — “Обсуждалось создание молодежной ассоциации тюркоязычных государств”.

В нем приводится такое высказывание Фуада Мурадова, депутата парламента Азербайджана, по рассматриваемому вопросу: “Даже когда создавалась ТюркПА, планировалось в его составе организовать ассоциацию молодежных организаций тюркоязычных государств. Пока нет решения по этому вопросу, но ведутся работы в этом направлении. Создание ассоциации молодежных организаций тюркоязычных государств является одним из важных вопросов, так как полезно, когда молодежь собирается и вместе проводит обсуждения”.

Его мнение разделяет Джейхун Османлы, коллега по депутатскому корпусу Азербайджанской Республики. Вот что он говорит в этой связи: “Как известно, ранее было создано Всемирное объединение тюркской молодежи, но, конечно, создание молодежного объединения тюркоязычных государств было бы более плодотворным. К примеру, было бы интересней, если бы сама ТюркПА имела молодежную платформу, это способствовало бы сотрудничеству между молодежью этих стран. То есть, наличие такой организации было бы положительным как на парламентском, так и на межправительственном уровне”.

Дело, как говорится, хорошее. Но есть вопросы. Скажем, вот такой. Структура ТюркПА, при которой предлагается создать такую молодежную межгосударственную организацию,это Парламентская ассамблея тюркоязычных государств. Звучит солидно. Но почему Узбекистан и Туркменистан – два из четырех таких государств — придают мало значения участию в сессиях этой самой Парламентской ассамблеи, а также в работе саммитов тюркоязычных стран и других аналогичных межгосударственных структур?! Нужны примеры? Пожалуйста.

В начале лета 2011 года в Астане проходила II пленарная сессия Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств, посвященная 20-летию государственной независимости Казахстана и Кыргызстана. Но там не было соответствующего уровня представителей от Узбекистана и Туркменистана. В пленарной сессии принимали участие делегации, возглавляемые председателем Милли Меджлиса Азербайджана Октаем Асадовым, председателем Мажилиса казахстанского парламента Уралом Мухамеджановым, председателем Сената казахстанского парламента Кайратом Мами, председателем Жогорку Кенеша Кыргызстана Ахматбеком Келдибековым и председателем Великого народного собрания Турции Мехметом Али Шахином. Вот и все.

Осенью 2009 года состоялся девятый саммит глав государств тюркоязычных стран, годом позже – десятый саммит.

Первый такой саммит состоялся в 1992 году по инициативе тогдашнего турецкого президента Тургута Озала. Восьмой же раз он проходил в ноябре 2006 года в Анталье.

Саммит 2006 года в Анталье состоялся после пятилетнего пропуска вслед за саммитом 2001 года в Стамбуле. Тогда Туркменистан был представлен своим послом в Турции, хотя страна не подписала завершающей декларации саммита. Узбекистан вообще не был представлен там.

14 августа 2012 года в Баку состоялась вторая встреча министров экономики Совета сотрудничества тюркоязычных государств. Присутствовали представители Турции, Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. А министры от Узбекистана и Туркменистана? Их там не было. Потому что Узбекистан и Туркменистан фактически не входят ни в ТюркПА, ни в Совет сотрудничества тюркоязычных государств, ни в другие аналогичные структуры. Так что молодежная ассоциация тюркоязычных государств, если она будет создана, тоже рискует быть ограниченной представителями всего четырех государств – Турции, Азербайджана, Кыргызстана и Казахстана.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.