Издание Jamestown.org опубликовало аналитическую статью Джекоба Зенна под названием “Militants Threaten to Return to Central Asia after NATO’s Withdrawal from Afghanistan” — “Боевики угрожают вернуться в Центральную Азию после ухода НАТО из Афганистана”.
В ней напоминается о том, что Кабдулкарим Абдиказымов, заместитель председателя комитета национальной безопасности Казахстана, 4 декабря 2012 года заявил, что “Jund al-Khilafa” является “реальной угрозой” для национальной безопасности Казахстана.
Автор предполагает, что предстоящий вывод войск НАТО из Афганистана обернется притоком боевиков и оружия оттуда в постсоветские республики Центральной Азии. И это, мол, должно вызывать беспокойство у правящих там режимов.
Джекоб Зенн указывает на то, что Jund al-Khilafah базируется на Северном Кавказе и афганско-пакистанском приграничном регионе и предпринял три отдельные атаки в Атырау, Таразе и Алматы в конце 2011 года.
“По оценкам, в Афганистане и Пакистане имеется от 200 до 300 казахстанских боевиков, многие из которых имеют финансовые связи со сторонниками группировки Jund al-Khilafah в Казахстане. Это стало очевидным при вынесении 8 октября 2012 года приговора Айдосу Кусанову, который перевел 380 тысяч тенге (около $2500) Jund al-Khilafah в Пакистане через базирующуюся в Актобе военизированную группировку Ansar al-Din. Ansar al-Din не заявлял об осуществлении каких-либо атак в Казахстане, но выпустил многочисленные видео-заявления, осуждающие казахстанские власти, на таких джихадистских веб-сайтах, как hunafa.com и Kavkaz Center, и стремится, согласно ее собственной пропаганде, к “установлению связей материальной поддержки” с целью “оказания помощи семьям моджахедов”, – пишет автор в своей статье.
Несмотря на оперативные связи группировок Jund al-Khilafa и Ansar al-Din с Казахстаном, поток боевиков и финансы следуют по-прежнему, как представляется, из Казахстана в Афганистан и Пакистан или в другие места, а не наоборот.
Обратив на это внимание, Джекоб Зенн далее излагает следующее: “Однако это может вскоре измениться. В появившемся в ноябре 2011 года видео-заявлении Исламского союза джихада казахстанский боец сказал, что после победы в Афганистане их цель – это Центральная Азия. Тогда как другой боец, который, по его утверждению, является “амиром”, заявил, что их “сферой интереса” является Центральная Азия, в особенности Казахстан (Kavkazcenter.com, декабрь 2011 года)”.
Другие эксперты в регионе, по словам автора, утверждают, что “ИДУ (Исламское движение Узбекистана) и другие боевики уже находятся в Казахстане, эффективно используя его в качестве “терминала”, связывающего Европу, Центральную Азию и Афганистан, и поэтому, мол, боевики пока еще не хотят дестабилизировать Казахстан”.
Вслед за этим Джекоб Зенн пишет так: “Боевики Юго-Восточной Азии, которые вернулись на родину после вывода советских войск из Афганистана, провели или подготовили других к проведению террористических атак, в которых погибли сотни людей, но они оказались гораздо менее эффективными в плане изменений, чем массовые социальные движения в Арабском мире в 2011 году. Пока население стран Центральной Азии сохраняет бдительность в отношении угрозы, исходящей от этих групп боевиков, бойцы, возвращающиеся из Афганистана, будут, вероятно, в состоянии лишь предпринимать спорадические атаки, но не обрести популярность в обществе. Однако кризисы наподобие этнических беспорядков в Урумчи в 2009 году, межэтнических столкновений в Оше в 2010 году, протестные выступления в Жанаозене с человеческими жертвами в 2011 году, а также нестабильности в таджикистанском Горном Бадахшане – все они имеют потенциал для подрыва легитимности властей, повышая вместе с тем поддержку альтернативам нынешнему руководству. Большинство альтернатив появляются в виде оппозиционных партий, но некоторые из тех, кто оказывается обиженным, вместо этого могут обратиться к таким группам, как Исламская партия Туркестана, Jund al-Khilafah и Исламское движение Узбекистана”.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.