Economic Times: Индия и Казахстан договорились продолжить свое гражданское ядерное сотрудничество и после 2014 года

Индия когда-то, прикрывшись Казахстаном, обзавелась атомным оружием. А теперь она получает от него же ядерное топливо. Нормальна ли такая практика?

Газета Economic Times опубликовала переданный из Нью-Дели репортаж под названием “IndiaKazakhstan to carry forward civil nuclear cooperation beyond 2014.

В нем говорится о том, что Индия и Казахстан договорились продолжить свое гражданское ядерное сотрудничество и после 2014 года. Этот срок называется постольку, поскольку он означает временной предел для ныне действующего договора на поставки казахстанского топлива для индийских реакторов. Появление заявления о достижении договоренности продолжать сотрудничество в этом вопросе означает, надо полагать, готовность сторон к заключению нового соглашения. Таким образом, Нью-Дели заручается помощью Казахстана в удовлетворении “большого аппетита” испытывающей энергетический дефицит Индии. Вообще, в связи с появлением такой новости нельзя не сказать еще вот о чем. Индия достаточно потребительски относится к Казахстану. И, бывает, довольно бесцеремонно использует нашу страну для самых разнообразных своих нужд. Причем делает она это, исходя как из меркантильно-экономических интересов, так и из военно-политических соображений. Индия является великой державой, и ее такое обхождение по отношению к нашей стране, в целом, объяснимо. И даже — нормально. Не нормально, пожалуй, только то, что мы ведемся на славословия относительно нерушимой индийско-казахской дружбы и индийско-казахстанского стратегического партнерства (слово-то какое!).

Чтобы такое утверждение не выглядело голословным, а соответственно, неуместным, предлагаем сделать такое небольшое отступление, имеющее прямое отношение к ядерному вопросу. Тому самому ядерному вопросу, по которому продолжать сотрудничество и после 2014 года обязалась Астана перед Нью-Дели.

Как известно, Казахстан 23 мая 1992 года в Лиссабоне вместе Россией, Белорусью, Украиной и США подписал так называемый Лиссабонский протокол к договору СНВ-1. Он вступил в силу 5 декабря 1994 года. Названный протокол отмечает присоединение нашей страны, а также Белоруси и Украины к договору по СНВ и одновременно обуславливает их присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия. По сути дела, речь тогда шла об убеждении нашей страны вместе с Украиной и Беларусью к отказу от доставшегося им в наследство от Советского Союза ядерного оружия. Украинцы и белорусы с этим согласились достаточно легко. А вот позиция Казахстана была вначале не столь однозначной. В мае 1992 года в №3 российской газеты “Панорама” Андрей Василевский писал об этом так: “Интересно, что уже при подписании минских соглашений, когда Белоруссия и даже Украина безоговорочно соглашались на безъядерный статус к 1993 и 1994 годам, Казахстан отказался от каких-либо обязательств по срокам вывода ядерного оружия и выдерживал эту линию до середины мая… На позицию Назарбаева повлияли, видимо, переоценка собственного авторитета и недопонимание политики Запада по отношению к ядерному оружию. В письме к Бушу Назарбаев несколько обиженно вопрошает — отчего на него наседают, требуя присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия, а Индию и Китай не трогают… Недавно Индия, начавшая было смягчать свою позицию, вновь отказалась от переговоров с Пакистаном о создании безъядерной зоны на Индостанском субконтиненте. Как один из аргументов в защиту этой позиции было использовано сохранение ядерного оружия в Казахстане”.

Что мы теперь имеем? Та же Индия, сославшись в 1992 году на сохранение у Казахстана ядерного оружия, продолжила усилия по обзаведению аналогичным оружием и, в конце концов, добилась своего. А у Казахстана его теперь уже давно нет. Более того, наша страна и ее соседи по Центральной Азии оказались, благодаря “усилиям” нашего теперешнего стратегического партнера Индии и старавшегося от нее не отставать Пакистана, окруженными плотным кольцом держав, обладающих ядерным оружием или вновь обзаведшихся им. Система безопасности региона пошла, образно говоря, коту под хвост. Когда мы сейчас слушаем разговоры о том, что Центральная Азия становится объектом “большой игры” ведущих мировых сил, мы не задумываемся над тем, что ситуация, в которой оказался наш регион, обусловлена, прежде всего, именно тем, что он со всех сторон окружен ядерными державами. Она сформировалась объективным образом. И вряд ли мы могли бы что-то в связи с ней поделать. Вопрос в данном случае не в этом.

А в том, что Казахстан взял на себя обязательство денно и нощно снабжать ту же Индию ядерным топливом. И теперь обещает продолжать его выполнять и после 2014 года, когда истечет срок действующего контракта. Понятное дело, это – бизнес. Тот, кто платит, получает товар. Но товар-то в данном случае не простой. Ядерное топливо можно использовать и так, и сяк. Индия в свое время, прикрывшись Казахстаном, обзавелась атомным оружием. А теперь она получает от него же, основываясь на специально заключенном для такого случая двусторонним соглашением о стратегическом партнерстве, ядерное топливо. У Индии нет неукоснительного обязательства об его использовании только в мирных целях. Ну, даже если она использовала и использует получаемое от Казахстана ядерное топливо только для выработки энергии, вопрос о смысле такого сотрудничества нашей страны с ней не будет снят. Астана должна в этом случае иметь для себя объяснение в виде ясного ответа на вопрос “Абсолютно ли безопасна такая практика для настоящего и будущего Казахстана?”. А он, похоже, еще даже и не ставился.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.