На границе тучи ходят хмуро

Всё больше россиян выступает за введение визового режима с государствами Центральной Азии

Недавно радиостанция “Эхо Москвы” провела опрос на тему: надо ли устанавливать визовый режим с восточными соседями – Таджикистаном, и Узбекистаном. Более 80 процентов позвонивших в студию высказались “за”.

Это удивительный результат, поскольку на “Эхо” работают главные борцы за мультикультурализм и за другие либеральные ценности. Аудитория у радиостанции соответствующая. И вот поди ж ты. Результат опроса практически совпал с теми данными, какие получают русские националисты, ведущие в эти дни сбор подписей за введение виз со Средней Азией.

Правда, это в основном московские настроения. Российская столица, во-первых, очень хочет в Европу. МИД уже несколько лет ведёт переговоры об упрощении порядка въезда граждан РФ в шенгенскую зону. Есть предварительные договорённости, что с 2015 года визы, возможно, отменят вовсе, и тогда для многих состоятельных россиян (а это в основном столичные жители) наступит безграничное счастье. Однако ЕС выдвигает целый ряд условий. В частности, Россия должна отгородиться от Азии с её наркотиками и нелегальной многомиллионной миграцией.

Второй фактор, работающий на увеличение процента сторонников идеи возведения ограды с восточной стороны: москвичи испытывают постоянное раздражение от излишней мультикультурности на улицах любимой столицы. Сюда и в другие крупные российские города завозят всё новые тысячи дворников и строителей из Центральной Азии.

До поры это повышало самооценку местных жителей и служило источником для шуток. Собственно, казахстанцам данная тема тоже знакома. Помню, в середине нулевых в один из приездов в Алма-Ату я услышал анекдот о том, как Назарбаев и Каримов рассказывают друг другу о росте благосостояния своих народов. “У нас, узбеков, — похвастался президент братской страны, — в каждом четвертом дворе “Дэу-Нексия”. “А у нас в каждом дворе четыре узбека” — ответил коллега. Насколько я знаю, поток мигрантов из бедных узбекских провинций в богатые казахстанские пригороды за трудовой копейкой и сегодня широк и полноводен.

В Москве тоже пошучивали, но в последнее время сюда начали массово завозить из дальних кишлаков уже не только строителей и дворников, но и работников прилавка. Теперь в наших моллах сложно что-то выяснить у продавца-консультанта. Он плохо говорит по-русски и еще не успел выучить названия товаров. Этот таджик ни в чем не виноват. Виновата косматая первобытная жадность столичных “эффективных менеджеров”. Но кто и кому это должен объяснить?

Причём, под Тулой, Калугой и Ярославлем множество дорогих россиян сидит без работы или получает пять-десять тысяч рублей в месяц. Эти люди охотно потрудились бы в столице. Сколько платят в Москве продавцам, я не знаю, а вот дворник у нас в Филях, убирая два участка (для здорового парня вполне посильная нагрузка – хорошо это помню со времён студенческой молодости), расписывается в ведомости за 40-45 тысяч. Однако де-факто ему достаётся 10-15 тысяч, остальное забирают тётеньки из ДЕЗа — и делятся с дяденьками из управы и префектуры. Гастарбайтеры согласны работать по такой схеме, а россиянин нет. Вот его в столице и не привечают.

То есть проблема это домашняя, а не завозная. Однако решать её предлагается механическим способом: через заградительные визы. Не российскую коррупцию подвинуть – а поставить стенку с Азией.

На тот аргумент, что в стене всё равно будут ворота, и стоящие на страже просто больше станут брать с проезжающих – сторонники виз отвечают: а давайте попробуем! Что вы сразу говорите “не получится”? Может и получится.

Это не шутка. Такой полемический довод часто приводят в ходе серьезных дискуссий и телевизионных дебатов. В том числе видные российские политологи. “Давайте попробуем!” Как будто визы ввести это в баню сходить.

Наверно, казахстанским читателям вся эта полемика была бы не очень интересна, если бы визовая тема не затрагивала напрямую наши с вами отношения. Ведь ни с одним из среднеазиатских государств Россия не граничит напрямую. Только через РК. И если у россиян дойдёт до виз с узбеками и таджиками, то придётся либо радикально укреплять контур нашего таможенного союза, южные казахстанские рубежи, либо вводить визы и с Казахстаном.

Такую мысль уже высказывали некоторые российские политики, считающиеся вполне прогрессивными. Или вот на прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Рогозин вместе с инфернальным главным санврачом Онищенко съездил в Астрахань и проинспектировал поезд, прибывший из Таджикистана. Было объявлено о страшной антисанитарии, обнаруженной в этом составе, хотя ничего страшнее матраса с дыркой, какой легко встретить в любом плацкартном вагоне поезда Саратов-Тамбов, телезрителям не предъявили. А потом Рогозин сказал, что для всех соседей Россия не должна быть проходным двором. Въезд в неё надо разрешить только по загранпаспортам, а не по разным там удостоверениям, как сейчас.

Метил вице-премьер, судя по всему, в казахстанцев.

Через несколько дней президент Путин подтвердил, что с 2015 года так и будет: только по паспортам. А как же таможенный союз, спросит читатель, отмена пограничного контроля и в ближней перспективе — свободный переток рабочей силы и другие интеграционные инновации, о которых сладко поют на больших совещаниях и по телевизору? И щедро финансируют эти песни из российского бюджета?

А никак. В России правая рука довольно часто не знает, что делает левая. И голова как-то об этом не задумывается.

В то же время, допустим, в Минске метут улицы, кладут кирпичи на стройках и торгуют в магазинах не гости из Таджикистана, а сплошь блондины и блондинки из белорусской провинции. Среди минских дворничих попадаются вполне симпатичные девушки, приехавшие из-под Гомеля, Могилёва и Бобруйска. Со временем они, как и строители, получают ведомственное жильё или кредит на покупку собственной квартиры — и вливаются в ряды столичных жителей. А не создают этнические анклавы, как таджики.

При этом визового режима с Таджикистаном у Белоруссии нет. Правила въезда для гостей с Востока ровно те же, что пока действуют в России. Просто у батьки Лукашенко гораздо лучше соблюдаются законы. Квотирование иностранной рабочей силы, создание приоритетов для местного населения, строгое соблюдение паспортного режима – всё это позволяет и без введения виз обеспечить разумное течение жизни.

Ну, правда, еще надо добавить, что Белоруссия небогатая страна. Там нет такого давления больших денег, как в России или Казахстане, меньше соблазнов для пограничников, сотрудников миграционных служб, работников райисполкомов и тётенек из домоуправлений.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.