RBTH Asia: ТС устанавливает барьеры на пути импорта из Китая

Таким образом, Казахстан вместе с Россией и Белоруссией пытается защитить себя от экспансии китайских экспортеров

Издание RBTH Asia опубликовало репортаж Дэна Потоцки под названием “Customs Union imposes barriers to Chinese imports — “Таможенный союз налагает барьеры на пути импорта из Китая”.

В предисловии к нему говорится так: “Странам Таможенного союза приходится вводить дополнительную антидемпинговую пошлину, чтобы защитить себя от экспансии китайских экспортеров стальных труб”.

Далее уже в самом репортаже излагается следующее: “Евразийская экономическая комиссия позволила Белоруссии, Казахстану и России ввести 19,5-процентную антидемпинговую пошлину на китайский импорт холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали. Вследствие демпинговой политики Китая, его доля на рынке Таможенного союза увеличился на 31,6 процентных пункта, а доля, контролируемая отечественными поставщиками трех стран, снизилась на 12 процентных пунктов”.

В принципе, такой поворот было ожидаем. Дешевый китайский экспорт начинает вытеснять с рынка более дорогую стальную продукцию, к числу которой относится и большая часть производимого в Казахстане компанией Лакшми Миттала стального ассортимента.

Опасение, что такое может произойти, он сам высказывал еще в 2005 году. Сейчас то предсказание Лакшми Миттала уже вполне оправдалось

Страны Таможенного союза кинулись защищаться от притока дешевого китайского экспорта, выставляя на его пути барьеры в виде антидемпинговых тарифов. При этом сам Китай, ясное дело, обвиняется в проведении демпинговой политики: мы, мол, только защищаемся.

Это сейчас производителям стали из России, Белоруссии и Казахстана приходится пенять на китайский фактор в качестве причины снижения доходности своих компаний. А ведь еще недавно они именно ему были обязаны бурным ростом их бизнеса. Но позитивный аспект воздействия китайского фактора на положение дел на международном рынке утратил актуальность. И теперь злободневным сделался его негативный аспект.

За последние годы, вплоть до недавнего времени на международном рынке росла цена не только на нефть, но и также на сталь. И та, и другая продукция имеет для экономики Казахстана первостепенное значение. О том, как росла цена на нефть мы знаем.

Другое дело – цена на сталь. В 2001 году она упала до очень низкой отметки по причине, как тогда говорилось, перепроизводства. Кстати, тогда же стало очевидным вхождение большинства крупных экономик в состояние, близкое к стагнации. Но цена на нефть стояла достаточно высокая. А вот спрос на стальную продукцию упал. И казалось — надолго. Но такое представление оказалось ошибочным. Вскоре “стальной” рынок стал оживляться. Тут же поползли вверх цены на продукцию сталелитейного производства. В 2001 году горячекатаная сталь продавалась по 200 долларов за тонну. Потом цена на нее стала расти, и в 2004 году она перевалила за отметку в 600 долларов. И это происходило в условиях, когда большинство крупнейших экономик продолжало испытывать нелегкие времена. Так за счет чего же росла цена на стальную продукцию? Ответ будет такой: за счет того же фактора, который провоцировал в первую голову рост цен на энергоносители. Другими словами, за счет стремительного роста спроса в Китае. Именно китайцы все больше и больше потребляют как углеводороды, так стальную продукцию. И тем самым подстегивают рост цен на них.

Но вместе с тем Китай, как и любая другая заботящаяся о своих экономических интересах страна, стал стремиться к снижению объемов ввоза за счет наращивания своего производства. По нефти и газу в этом смысле у китайцев возможности ограничены, а вот увеличить объемы стальной продукции они могут, сколько хотят. Угля у них хватает своего, а вот железную руду можно импортировать. Что они и делают. Китай, превратившись из нетто-импортера в нетто-экспортера, продолжает наращивать производство стали: в 2007 году – 494,9 млн. тонн; в 2008-м – 500,3 млн. тонн; в 2009-м – 573,6 млн. тонн; в 2010-м – 626,7 млн. тонн, в 2011-м – 683,3 млн. тонн, в 2012-м – 716,5 млн. тонн. Иначе говоря, в прошлом году Китай дал почти половину мировой стальной продукции (1547,8 млн. тонн). Темпы прироста производства там значительно опережают темпы прироста спроса на внутреннем рынке. Так что для нарастающих каждый год дополнительных объемов нужно находить покупателей. И китайские производители их находят за рубежом. В том числе – в странах Таможенного союза.

Введение в его рамках антидемпинговых мер против экспансии китайских поставщиков стальной продукции, в частности экспортеров стальных труб из КНР последовало в условиях, когда у одного только Китая показатели производства растут, а у большей части всего остального мира они падают. В Европе – на 6,6%, в СНГ – на 4,5%, в Северной Америке – на 6%, в Южной Америке – 7,8%.

Но поможет ли указанная мера Таможенного союза поправить ситуацию с выпуском стали в целом и стальной продукции, в частности, в России и Казахстане, которые, наряду с Украиной, являются крупнейшими в этой отрасли производителями среди стран СНГ, – это еще вопрос.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.