Пыточная стабильность

Amnesty International утверждает, что пытают в Казахстане по-старому

“Власти Казахстана рассматривают случаи пыток как единичные, а в реальности они носят системный характер”, – подчеркнула Никола Дакворф, старший директор по исследованиям Amnesty International. В качестве позитивного примера была приведена Украина. Сначала украинские власти не признавали факты наличия пыток. Потом говорили, что имеются отдельные случаи, затем признали наличие системной проблемы и в конце концов провели изменения в уголовно-процессуальный кодекс. “У злоупотребляющих должно быть понимание, что им некуда спрятаться”, – акцентировала г-жа Дакворф. А для этого “политическая воля нужна”.

На пресс-конференции в Алматы представители международной неправительственной правозащитной организации Amnesty International констатировали, что заявления правительства Казахстана для международного сообщества и реальная практика с пытками разительно контрастируют друг с другом.

Давид Диаз-Жогейз, заместитель директора “Европа и Центральная Азия” Amnesty International, обратил особое внимание на то, что “люди получили обвинительные приговоры на основе показаний, которые были даны под пытками”. У правозащитной организации это вызывает особую тревогу. Также как и то, что в судах заявления о пытках со стороны силовых органов рассматриваются крайне редко.

На вопрос, существует ли какой-нибудь международный механизм, способный заставить Казахстан исполнять принятые на себя обязательства по пыткам, Никола Дакворф ответила, что он есть. Астана подписала Конвенцию ООН по борьбе с пытками и факультативный протокол к ней. Поэтому лица с гражданством Республики Казахстан могут обращаться в Комитет по борьбе с пытками ООН. Данный Комитет периодически спрашивает, как государство выполняет свои обязательства. Еще действуют специальные открытые сессии по пыткам и Amnesty International, которая имеет при ООН особый статус, представляет на них собственные доклады в качестве альтернативы официальным.

У Amnesty International много претензий к Казахстану за Жанаозен. Там масса людей была подвергнута пыткам (официально были задержаны 131 участник беспорядков, по другим источникам более 700), как минимум один человек в результате пыток скончался и далеко не все виновные были наказаны. Пытали большинство из 37-ми ответчиков-нефтяников по судебному делу, 10 свидетелей отказались от своих показаний, поскольку они были даны под пытками. Александр Боженко, один из отказавшихся свидетелей, потом был убит.

Дмитрий Тян и Олег Евлоев были приговорены к пожизненному заключению и 25 годам лишения свободы за преднамеренное убийство. Оба утверждали, что их пытали, но суд не принял это во внимание. А если судебное разбирательство не проходит должным образом, то оно элементарно теряет смысл.

Арон Атабек, осужденный на 18 лет в 2006 году, попал в доклад Amnesty International, поскольку одиночное заключение в опасных для здоровья условиях также рассматривается как форма пыток. Из отбытого на данный момент срока поэт и диссидент больше трети провел в одиночном заключении в исключительно суровых и вредных для здоровья условиях.

В Казахстане пытают как полиция и следственные органы, так и персонал в местах лишения свободы. Для оздоровления ситуации Amnesty International рекомендует создание отдельного органа, полностью независимого от тех, кого проверяет. “Полиция не должна расследовать те преступления, по которым проходят полицейские”, – подчеркнула Никола Дакворф.

Спикерам пресс-конференции задали вопрос, как выглядит Казахстан в плане пыток по сравнению с другими государствами Центральной Азии. “Сравнение по странам – это очень нездоровая практика”, – ответил Давид Диаз-Жогейз. Такой подход позволяет нарушителям прятаться за тех, у кого положение дел еще хуже. Поэтому Amnesty International от сравнений между странами отказалась и подходит к ситуации через конкретных пострадавших.

Ситуация безнаказанности для виновных в пытках стала одной из причин того, что доклад Amnesty International по Казахстану назван “Все по-старому”.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.