Таможенный союз: за державу обидно

Прошло очередное заседание дискуссионного клуба “Эксперт” Центра социального партнерства ФНБ “Самрук-Казына”

Недавно с трибуны парламента РК руководитель депутатской фракции демпартии “Ак жол” Азат Перуашев заявил, что в предложенной правительством редакции законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок” приведет к срыву выполнения Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию РК и вступит в противоречие с существующим отечественным законодательством, согласно которому установлен запрет на принятие решений, допускающих необоснованное снижение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны.

По его мнению, законопроект предусматривает ряд нововведений, исключающих поддержку казахстанского (местного) содержания. Основанием внесения данных изменений является Соглашение о государственных (муниципальных) закупках между правительствами Казахстана, России и Белоруссии, заключенное в рамках формирования Единого экономического пространства.

После подписания этого Соглашения Белоруссия приняла новый закон “О государственных закупках”, который предусматривает нормы о поддержке отечественных поставщиков. По действующему на федеральном уровне российскому закону, товары, работы, услуги российского происхождения имеют приоритет по отношению к иностранным. Кроме того, правительство РФ может устанавливать запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, имеющих иностранное происхождение. “И этим правом российская сторона активно пользуется, препятствуя продвижению казахстанских товаров, о чем регулярно сообщают отечественные предприниматели. Представители ряда крупных и средних промышленных казахстанских компаний уже выражают озабоченность по поводу возможных серьезных экономических последствий в случае принятия данного решения. Ими однозначно прогнозируется значительное сокращение объемов реализации продукции, падение темпов производства, снижение налогооблагаемой базы и численности рабочих мест в масштабах целых отраслей”, — говорил депутат мажилиса. Опасения национального бизнеса он считает весьма обоснованными.

Более подробно о плюсах и минусах Таможенного союза для Казахстана представители СМИ надеялись услышать от Азата Перуашева на очередном заседании дискуссионного клуба “Эксперт” Центра социального партнерства ФНБ “Самрук-Казына”. Увы, ни сам гость, ни кто-либо из акжоловской фракции в парламенте не появились на дискуссионной площадке.

Проигнорировали тему дискуссии в министерстве экономики. Отказалась прийти в “Эксперт” и министр РК по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова отказалась. В связи с чем модератор дискуссии генеральный директор КФ “Центр социального партнерства” Нурлан Еримбетов сделал неутешительное заключение: “Они сегодня не выполняют задачу, поставленную президентом страны о том, чтобы разъяснять народу, что такое Таможенный союз, что он нам дает, объяснять простым языком. В очередной раз наши правительственные чиновники убегают от прямой и открытой беседы. Я надеюсь, что меня в Акорде слышат. Когда г-жа Айтжанова, которая сегодня курирует все наши межправительственные отношения и когда она не может найти ни одного сотрудника, который сюда может прийти, я считаю, что это позор для этого министерства. Люди, которые боятся даже прийти сюда у себя на родине – о чем говорить? Оказывается некому защищать нашу страну там, в Кремле или в Минске. Я считаю, такое их поведение – это большой вызов, вызов не мне, это вызов политике президента”.

Чтобы наши государственные чиновники, охотно раздающие интервью российским и другим зарубежным СМИ во время своих деловых поездок, особенно по вопросам интеграции, за пределы родной страны, были более открыты для своего же, казахстанского, общества, по-видимому, им нужен специальный нагоняй от главы государства. Тогда, уверена, за порогом “Эксперта”, единственной, между прочим, в стране дискуссионной площадки, выстроится очередь из высокопоставленных государственных лиц.

Между тем, в то время, когда казахстанское бизнес-сообщество в тревожном ожидании: защитит ли их новый закон о госзакупках, и уже подсчитывают вероятные минусы от вхождения в Таможенный союз, некоторые российские эксперты высказываются, что ТС для Казахстана – несомненное благо. В частности, старший научный сотрудник Института стратегических исследований, главный редактор журнала “Проблемы национальной стратегии” Аждар Куртов считает, что у Казахстана огромное преимущество в налогообложении. “И эти преимущества очень активно реализуются. Огромное количество российских компаний меняет юрисдикцию на казахстанскую. Это ведь плюс в казахстанскую копилку. Вот те критиканы, которые критикуют сейчас Таможенный союз, они об этом забывают. Равно также как и о том, что инвестиции Казахстана в Россию, поскольку банковский сектор, как считают в Казахстане, более развит в бизнес отношении, они больше, чем российские в Казахстан. Это же тоже выгода, которую принес Таможенный союз”, — цитирует одно СМИ его заявление в ходе видеомоста Астана-Москва на тему евразийской интеграции. “Есть моменты выигрышные для Казахстана, но нужно прекрасно понимать, что должны быть выигрышные моменты и для России. Это надо всегда сопоставлять и не искать равенства, а просто разрешать проблемы для взаимоудовольствия. Мы никогда не будем тотально равными. Россия не может быть равнозначна (Казахстану — Прим. автора) по макроэкономическим показателям. Мы по всем аспектам на порядок выше, чем Казахстан, и уравнять это искусственно — это значит обрезать России возможности для развития. Это не есть ущемление Казахстана. Нам нужно находить отношения в рамках экономики, когда мы бы понимали потребности друг друга”, — говорил Аждар Куртов.

Это же издание сообщает, что российскому эксперту возразил заместитель председателя партии “Бирлик” Болат Байкадамов. “Речь идет о глубине интеграционных отношений, а не о вторичных свойствах. Да, Россия протяженнее, да, у нее больше население, валовый внутренний продукт. Есть и другие количественные параметры, которые естественно и объективно превышают и белорусские, и казахстанские. (…) Неудовлетворенность казахстанской стороны как раз в том, что Россия должна признавать необходимость углубления интеграции и качественного показателя интеграции, с тем, чтобы товары были более технологичными, себестоимость произведенной продукции была другой, нежели сейчас”, — цитирует оно лидера партии.

И все-таки, что значит Таможенный союз для простых граждан Казахстана? Почему о ТС сегодня говорят политологи, политики, но только не те, кто реально работает в бизнесе, кто продает свой товар, кто конкурирует? —  спросил Нурлан Еримбетов принявших приглашение экспертов и попросил их “спуститься на землю”

По мнению председателя правления мясо-молочного Союза Казахстана Ивана Сауэра, вопрос о Таможенном союзе сильно политизирован, хотя, заметил он, “уйти от политики, тем не менее, нельзя”.

Создание ТС на тех условиях, на которых в него вошел Казахстан, можно считать очень серьезной победой, — считает уважаемый предприниматель. “Мы вошли равными среди равных, причем без всяких оговорок и каких-либо ущемлений интересов нашего государства.

Нам нельзя говорить, что этот союз нам не нужен. Но вот когда начинаются какие-то нюансы, какие-то условия, которые обсуждаются на межправительственных переговорах, к сожалению, не всегда, а зачастую там не те переговорщики, которые должны отстаивать какие-то конкретные наши интересы”, — признается Иван Адамович.

Но в качестве позитива привел такой пример: “Россия и Беларусь – ярые сторонники формулировать молоко. У них два понятия – молоко и молочный напиток. Хотя парадоксально, потому что они экспортирующие государства. Тем не менее, в Казахстане нашлась группа, которая против этой формулировки. Наше министерство сельского хозяйства на переговорах повело себя настолько жестко и конкретно, что ему удалось эту непримиримую позицию изменить, и под Казахстан придумали третью позицию – молоко восстановленное, то есть из сухого, обезжиренного. Казалось бы, это нонсенс, но это так. Поэтому от переговорщиков зависит очень многое”.

Ответ не совсем устроил модератора. “Когда говорят о ТС, не кажется ли вам, что мы всегда говорим с точки зрения бизнеса. Вот, якобы будут закрываться предприятия, предпринимателям невыгодно будет производить молоко и прочее. Но почему мы на это не смотрим с точки зрения потребителя? К примеру, у нас в стране по производству мяса есть какой-нибудь монополист. Ему невыгодно, чтоб кто-то пришел. А мне какая разница: белорусское ли молоко, украинское, российское – мне нужно, чтоб оно было дешевое. Мне кажется, вопрос политизируют именно бизнесмены, которые задрали цены. Им невыгодно, что придет конкурентное молоко, конкурентное мясо. Или я не прав? Мне кажется, бизнесмены помогают нашим много знающим политологам с разных трибун заявлять о колониализации страны, что опять мы должны ложиться под Россию, возрождать Советский Союз. А на самом деле идет банальная защита вот этого бизнесмена, который всю страну охватил своим мясом, молоком. Ему невыгоден конкурент, потому что он теряет свои позиции. Скажите честно”, — обратился он к эксперту.

Иван Сауэр был вынужден признать, что за бизнесменами водится такой грешок, потому что порой бизнес даже при существующих в отечественном законодательстве мер максимальной поддержки, ищет себе еще большей поддержки. Но, оговорился он, надо смотреть условия: “Условия работы, например, в аграрном секторе в Белоруссии и России совершенно разные: природно-климатические, уровень государственной поддержки и т.д. И это накладывает свой отпечаток и это понятно”.

 На днях во время встречи Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина в Екатеринбурге российский президент отметил, что с созданием Таможенного союза на российский рынок хлынул казахстанский товар – объемы его увеличились аж на 20%. Что, кажется, вызвало некоторые сомнения у нашего президента. “Оказывается, мы можем конкурировать, если сам Путин дает понять, что российские товаропроизводители уже как бы не конкурентны.

Скажите честно, основная масса наших бизнесменов поддерживает Таможенный союз или это плохо для вас?”, — вопрос модератора заместителю директора департамент экономической интеграции Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Владимиру Пак.

Прежде чем привести мнение этого эксперта, который на дискуссионной площадке должен был представлять позицию не столько себя, сколько Нацпалаты, позволю себе краткое отступление. К сожалению, нас, журналистов, по долгу своей профессиональной деятельности обязанных присутствовать на таких мероприятиях, задавать вопросы и получать на них ответы, очень часто удручает неумение иных спикеров облекать свои мысли в конкретное словесное содержание. В связи с этим не раз мне приходилось писать о косноязычии даже некоторых публичных политиков, в том числе депутатов парламента, чей русский язык приходится “переводить” на русский.

А теперь дословно (с незначительными сокращениями) что и как отвечал на прямой вопрос модератора “Эксперта” Владимир Пак: “Основная масса все равно выступает как бы в поддержку. Поймите правильно: есть формальные вещи, есть неформальные. Формальные вещи, то есть те идеи, которые заложены: свобода обращения товаров, услуг, капиталов – они, конечно, приветствуются. И в некоторых областях, в частности, как вы знаете, у нас строятся автосборочные предприятия, которые успешно конкурируют на российском рынке.

Но есть появляющиеся в последнее время со стороны, в том числе и таможенных служб, которые в ответ на наш рост, у нас рост там двузначная цифра в процентах, экспорта наших коммерческих автомобилей в Россию за последние годы. В ответ на это как бы со стороны тоже принимаются действия, которые для нас не совсем, так скажем, ущемляют наши интересы.

Здесь как бы отдельную отрасль надо рассматривать, чтобы говорить о том, что здесь нам выгодно, здесь не выгодно, здесь мы что-то получили, здесь не получили.

Если говорить о МСБ, отвлечься от крупного, то тут возникает вопрос. Здесь есть как бы такие существенные барьеры, препятствующие, МСБ представляют свой товар на российский рынок и в принципе то же самое обратно. Это в основном возврат НДС…

Налоговое законодательство не гармонизируется. Вопрос в самой процедуре возврата. Чтобы получить упрощенный возврат, нужно … Это очень сложно. Здесь просто есть барьер, который сейчас все говорят о промышленной кооперации, ну, какая может быть кооперация. МСБ н не в состоянии кооперироваться, если здесь границы, а там какой-то российский предприниматель”.

Более внятные ответы участники дискуссии получили на вопросы модератора о том, почему с тех пор, как начал работать Таможенный союз, многие российские предприниматели изъявляют желание заниматься бизнесом в Казахстане: у нас намного проще зарегистрировать бизнес, намного проще налоговое законодательство, в целом, лучше инвестиционный климат. Тем не менее, по словам представителя “Атмекена”, есть барьеры для наших бизнесменов, “которые сейчас появляются как грибы”.

— А кто эти грибы выращивает?

— Конкретно могу сказать: Федеральная таможенная служба отменяет книжки НДП, автоперевозчики наши страдают, утилизационные сборы делают наши автомобили неконкурентноспособными…

— То есть получается: президенты, правительства на высоком уровне принимают решения, а внизу начинают “выращивать грибы”?

— Да, элементы такие имеются.

Свой взгляд на плюсы и минусы ТС изложил главный эксперт комитета таможенного контроля РК Танатар Сергазиев:

— Со стороны бизнеса есть и негативное отношение, и позитивное. Товарам наших производителей тяжело пробиться на рынки России и Беларуси. Связано это с определенными барьерами, которые устанавливаются Россией.

Вместе с тем правительство Казахстана дет нашему бизнесу всякие льготы и преференции, благодаря которым предприятия могут развиваться, осваивать новые технологии, при этом получая освобождение как на иностранные товары, которые они завозят, так и на готовую продукцию, которую они вывозят на основании сертификата о происхождении товаров. Бизнесмены освобождаются от всех таможенных пошлин и налогов.

С другой стороны, хотелось бы отметить положительную сторону Таможенного союза. Это упразднение таможенной границы между Россией и Беларусью.

В качестве плюса он также назвал уход таможенников с государственных границ, что ускорило движение грузов, соответственно, это развитие транзитного потенциала республики. Положительно и то, что у нас единое таможенное законодательство. Отныне правила игры ясны и просты.

Следующий вопрос от модератора: насколько имеют под собой основание высказывания некоторых казахстанских экономистов, что идет мощнейшая финансовая интервенция в нашу страну, что “благодаря” ТС российские банки отмывают счета и т.д.

Ответ на вопрос оказался не в компетенции экспертов клуба, однако Иван Сауэр отметил, что на казахстанско-российской встрече на высшем уровне прозвучало, что казахстанский бизнес вложил средств в российскеую экономику в 1,7 раза больше, чем российский бизнес — в нашу.

Говоря же о том, какие казахстанские товары конкурентноспособны на рынках стран-участниц Таможенного союза, главный “молочник” страны сказал: “Однозначно — наше зерно, это продукт номер один в ТС. С нами по качеству зерна не может конкурировать ни Россия, ни тем более Беларусь. Также мы можем производить и маслиничные и другие культуры, и они будут конкурентны. В части молока – в этом вопросе мы равны. То же самое касается мяса, картофеля. Скажем, осенью огромное количество картофеля из прилегающих к России областей Казахстана было вывезено в РФ.

Наши бизнесмены довольны. И именно благодаря российскому экспорту цены на картофель стабилизировались и поднялись. Я не знаю случаев, когда бы мы везли картофель из России. То есть у нас есть что предложить нашим партнерам по ТС и есть чем ответить”.

Что же касается промышленной продукции, то Владимир Пак, кроме автомобилей, назвал отечественный текстиль. Приборостроение, например, там что-то есть, сотрудничество какое-то ведется”, — дополнил он скудный перечень

— Вы же должны реально этим заниматься. В прошлом году г-жа Айтжанова сказала, что если Казахстан производил приблизительно 100 тысяч чугунных ванн, то в этом году уже производит уже 120 тысяч. Вот, мол, в чем прелесть Таможенного союза. Я тогда сказал, что на 20 тысяч чугунных ванн стало больше, потому что казахи стали ставить по две ванны у себя дома. Причем ту Таможенный союз?

Меня конкретно интересует, нам нужен Таможенный союз или нет. Завтра президент вызовет правительство и задаст этот же впрос. И вы будете стоять и скажете: как скажете, г-н президент? Почему вы не скажете: это выгодно или нет? Я боюсь, что все хлынет к нам и весь наш бизнес свернется. Мы будем покупать у них даже наши кесешки, а потом баурсаки будут к нам завозить, — возмутился Нурлан Еримбетов.

Многое зависит от нас самих, считает Иван Сауэр.

— Надо тут объективно подойти, понять, что за годы независимости бизнес страны очень сильно избалован. И если нет рентабельности на сегодня за 30%, никто никуда не подходит. Если говорить про мясо, нам ни Россия, ни Белоруссия по качеству, вкусовым понятиям конкуренцию составииь не могут. Почему нас президент толкает: давайте, это наша ниша. Потому что они все уже давным-давно подсели как мировые производители на различных добавках. А это совершенно не тот вкус и не те характеристики, которые мы можем вырастить благодаря нашим природным богатствам. То есть мы можем быть просто монополистами. Мы более 400 тыс. тонн говядины раньще экспортировали. И что нам ставят задачу в 60 тыс. тонн – это не много. Ну, а кто встал в очередь на мясной бизнес? Я никого не вижу. Есть программа, условия есть, все есть, но никто не хочет идти. Почему? Уровень рентабельности достаточный для того, чтобы становиться на ноги и развиваться. Но, естествнено, не такой, как в нефти, в банках и т.д.

В этом году у себя в селе мы сделали реконструкцию, меняли канализационные люки, ливневку. И вы знаете, когда привезли крышки и решетки ливневой канализации, и когда я увидел штампы Белоруссии, мне стало за державу обидно. Мы же это можем сами делать.

Нужно все-таки меньше уповать на государство и искать виноватых. Нам нужно себя больше ревизировать, думать, чего же мы ждем, чего мы хотим. У нас очень много направлений, мы достаточно конкурентноспособны. Помимо нефти и других дел, — высказал он свою боль.

Действительно, за державу обидно.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.